К вопросу о механизме образования многоголосия в башкирском горловом пении узляу
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена звукообразованию двух голосов в башкир-
ском горловом пении узляу. Данный феномен (синонимы:
двухголосное сольное пение, обертоновое пение и др.) изве-
стен не только в России (в Башкирии, Туве, Хакасии, Якутии,
на Алтае), но и во многих странах мира (Монголия, Китай,
Вьетнам, Тибет и др.). Он представляет собой «сольное двух-
голосие», извлекаемое одним певцом. Физиологические и
акустические аспекты возникновения двух голосов – бурдон-
ного баса и мелодической линии – в башкирском узляу к на-
стоящему времени изучены мало. Попытка объяснить появле-
ние второго (верхнего) голоса была предпринята учёными в
ходе исследования сыгыта (одного из стилей тувинского гор-
лового пения хоомей). Экспериментально было установлено,
что звуки мелодии формируются в вестибулярных складках,
которые сжимаются в узкое отверстие. Однако в этом случае
верхний голос представляет собой свист и по звучанию силь-
но отличается не только от звуков узляу, но от многих других
стилей хоомея. Автор статьи, опираясь на достижения в об-
ласти фониатрии и акустики человеческого голоса, исследу-
ет возможности не только свисткового, но и вибрационного
механизма формирования верхнего голоса в вестибулярных
складках. Кроме того, на основе изысканий, связанных с уча-
стием в голосообразовании бронхиальной системы, объясня-
ются различия в звучании нижнего опорного тона – бурдона –
во время исполнения башкирского узляу и различных стилей
тувинского хоомея. Именно «многоступенчатость» бронхи-
альной системы, являющейся источником звука при фонации,
не только вносит регистровое и тембральное многообразие,
но и расширяет диапазоны звучания, а также позволяет певцу
извлекать одновременно не два, а три и более голосов, то есть
создавать «сольное многоголосие».
Ключевые слова: башкирский музыкальный фольклор,
горловое пение, узляу, хоомей, механизмы голосообразова-
ния, сольное многоголосие
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bagrunov V. P. Azbuka vladeniya golosom [The ABC of Possessing the Voice]. Saint Petersburg: Bagrunov Press, 2006. 320 p.
3. Bayazitova G. R. Uzlyau kak fenomen muzykal’no-ispolnitel’skogo iskusstva bashkir: issledovanie [The Uzlyau as a Phenomenon of the Art of Music Performance of the Bashkirs: a Research Work]. Ufa: Vagant Press, 2009. 72 p.
4. Vaynshteyn S. I. Fenomen muzykal’nogo iskusstva, rozhdennyy v stepyakh [The Phenomenon of the Art of Music Born in the Steppes]. Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography], 1980, no. 1, pp. 149–153.
5. Dal’ V. I. Bashkirskaya rusalka [The Bashkir Mermaid]. Bashkiriya v russkoy literature [Bashkortostan in Russian Literature]. Compilation, Foreword, Bibliographic References and Commentaries, M. G. Rakhimkulov. Ufa: Bashknigoizdat, 1989, vol. 1, pp. 172–188.
6. Zagretdinov R.A. Shkola bashkirskogo gorlovogo peniya: uchebno-metodicheskoe posobie [The School of Bashkir Throat Singing: a Tutorial Manual]. Ufa: Kitap Press, 2011. 304 p.
7. Kyrgys Z. K. Tuvinskoe gorlovoe penie. Etnomuzykovedcheskoe issledovanie [Tuvan Throat Singing. Reasarch in Ethnomusicology]. Novosibirsk: Nauka Press, 2002. 236 p.
8. Lebedinskiy L.N. Iskusstvo “uzlyau” u bashkir [The Art of “Uzlyau” Among the Bashkirs]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1948, no. 4, pp. 48–51.
9. Rabotnov L. D. Osnovy fiziologii i patologii golosa pevtsov [The Foundations of Physiology and Pathology of Singers’ Voices]. Moscow: Muzyka Press, 1932. 159 p.
10. Rybakov S.G. Muzyka i pesni ural’skikh musul’man s ocherkom ikh byta [Music and Songs of the Ural Muslims with an Overview of their Everyday Life]. Saint Petersburg, 1897. 326 p.
11. Sataloff Robert T. Chelovecheskiy golos [The Human Voice]. V mire nauki [In the World of Science], 1993, no. 2–3, pp. 50–59.
12. Chernov B. P. Gorlovoe penie – drevneyshiy pamyatnik pevcheskogo tvorchestva tyurkov Sibiri [Throat Singing – One of the Earliest Landmarks of the Art of Singing among the Turkic Peoples of Siberia]. Aktual’nye problemy izucheniya muzykal’nykh kul’tur stran Azii i Afriki [Topical Problems in the Studies of the Musical Cultures of Asia and Africa]. Tashkent, 1983, pp. 138–140.
13. Chernov B. P. Maslov V. T. Fenomen tuvinskogo dvukhgolosiya [The Phenomenon of Tuvan Two-Voiced Sonorities]. Priroda [Nature], 1978, no. 6, pp. 48–49.