Бенедетто Марчелло. К проблеме универсализма личности

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Raisa G. Shitikova
Elena E. Roshchina
Yulia Yu. Yakovenko

Аннотация

В настоящее время особое внимание уделяется изучению наследия прошлого. Появляются документы в открытом доступе, проливающие свет на тёмные пятна истории музыки. Одной из фигур, чьё имя незаслуженно забыто, является Бенедетто Марчелло – известный в своё время итальянский композитор и политический деятель первой половины XVIII века. В статье ставится задача воссоздать творческий портрет итальянского мастера. Впервые представлены данные из иностранных источников, раскрывающие особенности его биографии. На основании анализа отобранного материала делаются выводы о необходимости пересмотреть значение наследия Бенедетто Марчелло в контексте развития истории музыкальной культуры. Деятельность художника тесно связана с развитием жанра оперы, бурно протекавшем в Венеции в период конца XVII – начала XVIII века. Ознакомление
с некоторыми фактами творческого пути мастера позволит современным музыкантам глубже проникнуть не только в специфику произведений Марчелло, но и по-новому осмыслить проблематику венецианской оперы XVIII столетия.

Ключевые слова: Бенедетто Марчелло, трактат «Модный театр», венецианская опера XVII–XVIII века, академия «Аркадия», Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shitikova, R. G., Roshchina, E. E., & Yakovenko, Y. Y. (2019). Бенедетто Марчелло. К проблеме универсализма личности. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 148–157. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.148-157
Раздел
Из истории зарубежной музыки
Биографии авторов

Raisa G. Shitikova, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Шитикова Раиса Григорьевна, кандидат искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой музыкального воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии

Elena E. Roshchina, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Рощина Елена Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент кафедры
музыкально-инструментальной подготовки, Институт музыки, театра и хореографии

Yulia Yu. Yakovenko, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Яковенко Юлия Юрьевна, старший преподаватель кафедры музыкального
воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии

Библиографические ссылки

1. Konson G. R. Gendel' i angliyskaya muzykal'naya kul'tura / Handel and British Musical Culture. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 72–83. (In English, In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.072-083.
2. Lutsker P. V., Susidko, I. P. Ital'yanskaya opera XVIII veka. Ch. 2. Epokha Metastazio [Italian 18th Century Opera. Part 2. The Era of Metastasio]. Moscow: Klassika-XXI, 2004. 768 p.
3. Materialy i dokumenty po istorii muzyki. T. 2. XVIII vek [Materials and Documents on the History of Music. Vol. 2. The 18th Century]. Ed. by M. V. Ivanov-Boretskiy. Moscow: Muzgiz, 1934, pp. 140–153.
4. Muzykal'naya estetika Zapadnoy Evropy XVII–XVIII vv. [The Musical Aesthetics of Western Europe in the 17th and 18th Centuries]. Comp. by V. P. Shestakov. Moscow: Muzyka, 1971. 688 p.
5. Rybintseva G. V. The Modal Foundations of Classicism in the Context of the World Perception of the 18th Century. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 33–38. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.033-038.
6. Sand Zhorzh. Konsuelo [George Sand. Consuelo]. St. Petersburg: Azbuka, 2018. 798 p.
7. Yakovenko Yu. Yu. Traktat B. Marchello «Modnyy teatr»: spetsifika perevoda v svete sovremennogo muzykoznaniya [Benedetto Marcello’s Treatise “Il teatro alla moda”: the Specificity of Translation in Light of Modern Musicology]. Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization]. 2017. Vol. 7, No. 6A, pp. 494-501.
8. Yakovenko Yu. Yu. Traktat B. Marchello «Il teatro alla moda» i ego znachenie v muzykal'no-kul'turnoy zhizni Venetsii XVIII veka [Benedetto Marcello’s Treatise “Il teatro alla moda” and its Significance in the Musical and Cultural Life of 18th Century Venice]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural Life of the South of Russia]. 2018. No. 3 (70), pp. 70–75.
9. Bellaigue C. Portraits and Silhouettes of Musicians. New York: Dodd, Mead and Company, 1897. 302 p.
10. Benedetto Marcello. Encyclopedia Britanica. URL: https://www.britannica.com/biography/Benedetto-Marcello (15.04.2019).
11. Bizzarini M. Benedetto Marcello. Palermo, 2006. 351 p.
12. Bizzarini M., Fornari G. B. Benedetto Marcello, un musicista tra Venezia e Brescia. Turris, 1990. 77 p.
13. D’Angeli A. Benedetto Marcello: vita e opere. Milano: Fratelli Bocca, 1940. 365 p.
14. Gerber E. Historisch-Biographisches Lexicon der Tonkünstler. Bd. 1. Leipzig, 1790. 992 S.
15. Marcello B. Il teatro alla moda. Milano: Ricordi, 1883. 64 p.
16. Marcello B. La sua opera e il suo tempo: Atti del convegno internazionale. Venezia, 1986. 482 p.
17. Selfridge-Field E. The Music of Benedetto, And Alessandro Marcello: A Thematic Catalogue With Commentary On The Composers, Repertory, And Sources. Oxford University Press, USA, 1990. 544 p.