Претворение особенностей церковного чтения и пения русской православной традиции в духовных сочинениях Сергея Рахманинова
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Духовные сочинения Сергея Рахманинова давно признаны одной из вершин «Нового
направления» русской духовной музыки рубежа XIX–XX века. Рахманинов был в числе
авторов, наиболее глубоко и ярко претворивших в своём творчестве сам дух богослужебного
пения. При этом в «Литургии Святого Иоанна Златоуста» и «Всенощном бдении» Рахманинова
отражены и отдельные элементы традиции церковного чтения, а также некоторые общие
для церковного пения и чтения закономерности, что до сих пор не становилось предметом
научного исследования. Между тем мелодика погласиц напевного чтения имеет не только
определённую звуковысотность и общие с пением законы ритмоинтонации, но и ясную
ладовую природу, общую с обиходным зукорядом знаменного роспева.
В статье показаны общие для богослужебного пения и чтения элементы и приёмы
в «Литургии» и «Всенощном бдении» Рахманинова. Выявлены характерные для данных
образцов диатоничность, сохранение тончайшей дифференциации слов, согласованность
богослужебного и мелодического планов, господство текста над музыкой и, соответственно,
подчинение ритма музыкального ритму словесному, отсутствие значительного растяжения
слогов, неторопливость движения музыкального времени, употребление естественных
голосовых регистров (без тесситурного напряжения). Отмечены единые способы
подчёркивания ключевых смысловых единиц через повышение тесситуры и связанное
с этим усиление динамики, через остановку и продление выделяемого слова, а также через
словогой распев.
Ключевые слова: Сергей Рахманинов, духовная музыка, церковное чтение, Литургия.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Anufrieva O. V. Sovremennoe sostoyanie bogosluzhebnogo chteniya i puti vosstanovleniya traditsii: na primere gorodov Permskoy eparkhii: attestacionnaya rabota [The Present-Day State of Liturgical Reading and the Paths of Restoration of Tradition: On the Example of the Cities of the Perm Diocese. Qualification Thesis]. Moscow: Continuing Education Department of the Orthodox Christian St. Tikhon Humanitarian University, Department of Theology, 2012. 83 p. Manuscript.
3. Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal'noy kompozitsii. Teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki [The Poetics of Musical Composition. Theoretical Aspects of Russian Sacred Music.] Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2002. 432 p.
4. Demchenko А. I. “The Russian Spirit is Here …” Towards the 145th Anniversary of Sergei Rachmaninoff’s Birthday. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 81–87. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.081-087.
5. Kandinskiy A. I. Liturgiya Ioanna Zlatousta Rakhmaninova [Sergei Rachmaninoff’s Liturgy of St. John Chrysostom]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1993. No. 3, pp. 148–156.
6. Lapenko А. V. Liturgical Cycles of Sergei Rachmaninov in Light of Church Tradition . Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2009. No. 2, pp. 96–101. (In Russ.)
7. Nikolaev B., protoierey. Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya [Znamenny Chant and Kryukovy Notation as a Basis of Russian Orthodox Christian Church Singing]. Moscow: Nauchnaya kniga, 1995. 300 p.
8. Parfent'ev N. P. Drevnerusskoe muzykal'no-pis'mennoe iskusstvo i ego traditsii v Rossii XVI–XX vv.: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Early Russian Art of Musical Notation and Its Traditions in Russia from the 16th to the 20th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 1999. 24 p.
9. Uminskiy A., protoierey. Bozhestvennaya Liturgiya. Ob'yasnenie smysla, znacheniya, soderzhaniya [The Divine Liturgy. Explanation of the Signification, Meaning, Content]. Moscow: Nikeya, 2015. 162 p.
10. Frolov S. V. Rakhmaninov: muzykal'no-istoricheskie etyudy [Rachmaninoff: Musical and Historical Sketches]. Ivanovka: Museum-Estate of S.V. Rachmaninoff, 2014. 120 p.
11. Shabalin D. K periodizatsii znamennogo raspeva [Concerning the Periodization of the Znamenny Chant]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1985. No. 10, pp. 98–102.
12. Bakulina E. Tonality and Mutability in Rachmaninoff's All-Night Vigil, movement 12. Journal of Music Theory. 2015. No. 59 (1), pp. 63–97.
13. Johnston B. Off-tonic Culmination in Rachmaninoff's Rhapsody on a Theme of Paganini. Music Analysis. 2104. No. 33(3), pp. 291–340.
14. Zanovello G. In the Church and in the Chapel: Music and Devotional Spaces in the Florentine Church of Santissima Annunziata. Journal of the American Musicological Society. 2014. No. 67 (2), pp. 379–428.