О деятельности Отделения Императорского Русского музыкального общества и «культурной революции» в дореволюционном Царицыне
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена анализу деятельности Царицынского отделения Императорского Русского
музыкального общества (ИРМО) и оценке его влияния на музыкальную культуру дореволюционного
Царицына (ныне Волгограда). Автор рассматривает историю возникновения отделения (кружок любителей
музыки – местное отделение ИРМО – М узыкальные классы при нём – Музыкальное училище), а также
основные направления его образовательной, концертно-просветительской работы (выделены камерные
и симфонические концерты, концертные постановки оперных сцен). Представлены также некоторые
из видных деятелей Царицынского отделения: просвещённые купцы-меценаты (Александр Репников,
Александр Лапшин), преподаватели Музыкальных классов (Анатолий Орлов – первый директор, Алексей
Серебряков, Иван Перегудов), наиболее талантливые выпускники классов (Павел Серебряков); отмечены
их заслуги. Достижения отделения впервые в музыкальном краеведении охарактеризованы в контексте
сложного исторического пути Царицына, длительное время (около трёх столетий: XVII – первая половина
XIX века) находившегося в ситуации экономического и культурного застоя. На основании приведённых
в статье данных (в том числе из архивных источников) автор формулирует вывод об исторической роли
Царицынского отделения ИРМО как общественной силы, осуществившей подлинно революционный
переворот в музыкальной культуре дореволюционного Царицына.
Ключевые слова: музыкальная культура Царицына, Царицынское отделение Императорского Русского
музыкального общества, купцы-меценаты Александр Лапшин и Александр Репников, Павел Серебряков.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Garmash O. A., Efimova N. I. Genezis menedzhmenta akademicheskoy muzyki v Rossii [The Genesis of the Management of Academic Music in Russia]. Chelovek i kul'tura [The Human Being and Culture]. 2016. No. 1 (26), pp. 121–138. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.1.18000. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_18000. html (06.09.2018).
3. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. (In Russ.) 2016. No. 1, pp. 83–89. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
4. Siksimova M. V. Deyatel'nost' Tsaritsynskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva i stanovlenie sistemy muzykal'nogo obrazovaniya v Tsaritsyne [The Activities of the Tsaritsyn Section of the Russian Imperial Musical Society and the Establishment of the Musical Education System in Tsaritsyn]. Izvestiya Volgogradskogo gos. pedagogicheskogo universiteta; seriya «Sotsial'no-ekonomicheskie nauki i iskusstvo» [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University; “Socio-Economic Sciences and Art” Series]. 2011. No. 3 (57), pp. 79–82. (In Russ.)
5. Smetannikova A. Yu. The Rostov Branch of the Imperial Russian Musical Society: the First Decade of its Work. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 1 (18), pp. 89–94. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.089-094.
6. Shabshaevich E. M. Pages of the Pre-Revolutionary History of the Moscow Conservatory: Honorary Stipends of Professors. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 153–159. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.153-159.
7. Alekseev A. Jazeps Vitols – pirmais studiju gads Peterburgas konservatorija. JazepsVitols – 150 Referatu kopsavilkumi. Riga: Jazepa Vitola Latvijas Muzikasakademija, 2013. L. 30–33.
8. Alekseev A. “Wenn Ihre Gesellschaftlihe Stellung und Ihre natürlighe Scheu es erlaubt hãtten…” Prinzessin Helene zu Mecklenburg – Sängerin, Bach-Enthusiastin und langjährige Vorsitzende der Russischen Musikgesellschaft. Musiker und Mäzene. St. Petersburg; Leipzig, 2012. S. 101–111.
9. Finney J. Music Education as Aesthetic Education: a Rethink. British Journal оf Music Education. 2002. Vol. 19, Issue 2, pp. 119–134.
10. Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.