Казанское отделение Императорского Русского музыкального общества и его роль в развитии музыкальной культуры Волжско-Камского региона

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena V. Porfirieva

Аннотация

Автор анализирует значение Казанского отделения Императорского Русского музыкального общества
(ИРМО) для развития музыкального образования и музыкальной жизни Волжско-Камского региона первых
десятилетий XX века. Ставится вопрос о влиянии Казанского отделения Общества на музыкальную жизнь
уездных городов, музыкальное просвещение коренных народов Среднего Поволжья. Освещается роль
в организации музыкальных учебных заведений, работавших под эгидой ИРМО, крупного музыкального
деятеля России Рудольфа Гуммерта. Он не только был координатором всех событий, происходящих в концертной
жизни, музыкальном образовании и просвещении Казани, но и стремился к расширению границ влияния
ИРМО на близлежащее культурное пространство, что проявлялось прежде всего в создании музыкальных
учебных заведений академического типа. На материале архивных документов показана деятельность учебных
заведений, открытых при Казанском отделении ИРМО, – Музыкальных классов в Сарапуле и Бесплатного
регентского класса в Казани, – а также история открытия Сарапульского отделения ИРМО. Приведённые
данные свидетельствуют о серьёзном вкладе Казанского отделения в развитие музыкальной жизни региона,
формирование фундамента профессиональных музыкальных культур национальных республик Поволжья.

Ключевые слова: Казанское отделение Императорского Русского музыкального общества, музыкальное
образование, Сарапульские музыкальные классы, Бесплатный регентский класс при Казанском отделении
ИРМО, Рудольф Гуммерт.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Porfirieva, E. V. (2018). Казанское отделение Императорского Русского музыкального общества и его роль в развитии музыкальной культуры Волжско-Камского региона. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 161–166. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.161-166
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Elena V. Porfirieva, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова

Порфирьева Елена Васьяновна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
2. Maklygin A. L. Muzykal'nye kul'tury Srednego Povolzh'ya: Stanovlenie professionalizma [The Musical Cultures of the Middle Volga Region: the Formation of Professionalism]. Kazan: Kazan State Conservatoire, 2000. 311 p.
3. Porfir'eva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Kazani (konets XVIII – nachalo XX veka) [Musical Education in Kazan (From the Late 18th Century to the Early 20th Century)]. Kazan: Kazan State Conservatoire, 2014. 248 p.
4. Pyuriyaynen D. M. Naselenie uezdnogo goroda Sarapula vo vtoroy polovine XIX – nachale XX v.: sotsiokul'turnyy aspekt: avtoref. dis. … kand. ist. nauk [The Population of the County Town Sarapul from the Second Half of the 19th to the Early 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of History]. Izhevsk, 2009. 22 p.
5. Smetannikova A. Yu. The Rostov Section of the Imperial Russian Musical Society: the First Decade of its Work. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 1, pp. 89–94. (In Russ.)
6. Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.
7. Tobias E. S. Toward Convergence: Adapting Music Education to Contemporary Society and Participatory Culture. Music Educators Journal. 2013. V. 99. No. 4, pp. 29–36.