«Человек-оркестр» Александр Николаевич Виноградский (1855–1912)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena S. Zinkevich

Аннотация

В широком спектре мнений современников представлена личность выдающегося музыканта –
Александра Николаевича Виноградского, председателя (1888–1912) и бессменного дирижёра симфонических
концертов Киевского отделения Русского музыкального общества (РМО). Именно в эти годы по содержанию
и размаху концертной деятельности Киев можно сравнивать с такими музыкальными центрами, как Москва
и Петербург. Рассмотрен состав концертных программ Виноградского, включавших музыку самых разных
эпох и школ. Подчёркнута его роль в популяризации творчества Бетховена и Чайковского. Под управлением
Виноградского прозвучали все симфонии Бетховена, впервые в Киеве он исполнил Первую, Третью,
Четвёртую и Шестую симфонии, а также «Манфред», «Франческу да Римини» и другие произведения
Чайковского. В статье рассмотрены особенности дирижёрского стиля Виноградского не только в аспекте
интерпретации, но и в плане визуальной манеры его выступлений. Приведены мнения критиков – как
отечественных (Петербург, Москва, Киев, Одесса, Харьков), так и зарубежных – из числа стран, где
Виноградский неоднократно гастролировал (Германия, Франция). Подчёркнута роль Виноградского
в становлении музыкального образования в Киеве, в частности, в организации Киевской консерватории.
В основе статьи – российская пресса 1880–1912 годов.

Ключевые слова: Александр Виноградский, симфонический дирижёр, Киев, Бетховен, Чайковский.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Zinkevich, E. S. (2018). «Человек-оркестр» Александр Николаевич Виноградский (1855–1912). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 99–105. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.099-105
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Elena S. Zinkevich, Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского

Зинькевич Елена Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории мировой музыки

Библиографические ссылки

1. Zinkevich E. S. Kontsert i park na krutoyare… Kiev muzykal'nyy ХIХ – nachala ХХ stoletiya: оcherki [Concert and Park on the Steep Bank... Musical Kiev in the 19th and Early 20th Century: Essays]. Kiev: Dukh i litera, 2003. 309 p.
2. Zinkevich E. S. Organizatsiya i deyatel'nost' Kievskogo otdeleniya RMO (k 150-letiyu osnovaniya) [The Organization and Activities of the Kiev Section of the RMS (Towards the 150th Anniversary of the Foundation)]. Russkoe Muzykal'noe Obshchestvo. 1859–1917: Istoriya otdeleniy [Russian Musical Society. 1859–1917. The History of the Sections]. Ed. and comp. by O. R. Glushkova. Moscow, 2012, pp. 31–67.
3. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Rostov-on-Don Musical Infrastructure. Problemy muzykal'noj nayki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
4. Seddon L. The Other Side of London’s Musical Society: Adela Maddison, Ethel Smyth and Morfydd Owen. British Women Composers and Instrumental Chamber Music in the Early Twentieth Century. Ashgate Publishing, Ltd.: England, 2013. 229 p.
5. Zinkevich E. S. Beethoven in the Concert Life of Kiev (the Second Half of the 19th Century). Beethoven rezeption in Mittel- und Osteuropa. Leipzig: Gudrun Schröder Verlag, 2015, pp. 179–199.