О некоторых аспектах исследования повтора в философском и музыкальном опыте

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Andrei S. Molchanov

Аннотация

Статья посвящена вопросам методологии изучения повто-
ра в музыке. Автор отмечает проблемы толкования данного
принципа в музыкознании, указывая на противоречие между
информационными свойствами повтора и динамикой раз-
вёртывания художественной структуры во времени. В статье
отмечается важная роль композиционно-логических принци-
пов, а также сферы восприятия для выявления смысловых
функций повтора. Автор обращается к некоторым внемузы-
кальным системам и концепциям. На примере анализа работ
Д. Юма, С. Кьеркегора и Ж. Делёза показывается эволюция
изучения понятия повтора в различных философских си-
стемах: эмпиризме, экзистенциализме и постструктурализ-
ме. Полученные результаты дают возможность обосновать
трактовку повтора как принципа музыкального мышления,
а также подчеркнуть роль двух основных форм претворения
повтора в художественной структуре: механическую форму,
ведущую к наращиванию элементов, и форму мыслительного
синтеза, тесно связанного с формированием смысловой кон-
цепции музыки.

Ключевые слова: повтор в музыке, музыкальное мышле-
ние, музыкальное восприятие

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Molchanov, A. S. (2014). О некоторых аспектах исследования повтора в философском и музыкальном опыте. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 83–87. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/98
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Andrei S. Molchanov, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Андрей Сергеевич Молчанов – кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Voronina N. N. Povtorenie kak predposylka formirovaniya ontologicheskikh predstavleniy: dis. … kand. filosof. Nauk [Repetition as a Prerequisite for Formation of Ontological Representations: Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophical Sciences]. Nizhniy Novgorod, 2004. 177 p.
2. Delez Zh. Razlichie i povtorenie [Deleuze, Gilles. Difference and Repetition]. St. Petersburg: Petropolis, 1998. 384 p.
3. K'erkegor S. Povtorenie [Kierkegaard, Søren. Repetition]. Moscow: Labirint Press, 1997. 157 p.
4. Lotman Yu. M. Lektsii po struktural'noy poetike [Lectures on Structural Poetics]. Yu. M. Lotman i tartussko-moskovskaya semioticheskaya shkola: sb. st. [Yu. M. Lotman and the Tartu-Moscow School of Semiotics. Collected Papers]. Moscow, 1994, pp. 10–263.
5. Ium D. Traktat o chelovecheskoy prirode [Hume, David. Treatise on Human Nature]. Reprint. Minsk: Popurri, 1998. 720 p.