Вопросы преподавания ритмики в системе подготовки педагога-музыканта
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Реформа российского высшего и среднего музыкального образования, начавшаяся в конце ХХ века,
дала возможность постепенно выстроить систему подготовки педагогов среднего профессионального звена
по специальности «Теория музыки» в области музыкально-ритмического воспитания. Введение новых
стандартов для вузов позволило включить в перечень предметов рабочего учебного плана консерваторий по
специальности «Музыковедение» дисциплины музыкально-ритмического воспитания, которые обеспечивают
соответствующую профильную подготовку будущих специалистов для детских образовательных учреждений.
Статья знакомит с некоторыми историческими предпосылками, методологическими основами, структурой и
содержательным наполнением дисциплин, ответственных за метроритмическое развитие юных музыкантов.
Представлено мнение психологов, указывающих педагогам на необходимость особого внимания к развитию
ритмической способности учащихся. Даётся характеристика предметов, включённых в учебный план
Магнитогорской государственной консерватории – «Методика преподавания ритмики», «Учебная практика по
педагогической работе (ритмика)».
Ключевые слова: музыкальный ритм, музыкально-ритмическое воспитание, музыкально-ритмические
способности.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Efremova N. I. Rol' izucheniya kontseptsii muzykal'no-ritmicheskogo vospitaniya XX veka (v podgotovke sovremennogo muzykanta-pedagoga) [The Role of Studying the Concept of Instruction in Musical Rhythmic Education in the 20th Century (in the Preparation of a Contemporary Musician-Teacher)]. Vestnik Magnitogorskoy gosudarstvennoy konservatorii [Bulletin of the Magnitogorsk State Conservatory]. 2001. No. 2, pp. 22–27.
3. Efremova N. I. Teoriya i metodika muzikal'no-ritmicheskogo vospitaniya – model' kursa (prezentatsiya distsipliny). [The Theory and Methodology of Instruction of Musical Rhythm – Model of a Course (Presentation of the Discipline)]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. 2012. No. 3 (31), pp. 97–101.
4. Zhak-Dal'kroz E. Ritm [Jaques-Dalcroze E. Rhythm]. Moscow: Klassika-XXI, 2001. 247 p.
5. Kirnarskaya D. K. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. Muzykal'nye sposobnosti [Psychology of Musical Abilities. Musical Abilities]. Moscow: Talanty-XXI vek, 2004. 496 p.
6. Korobova A. G. About Historical Dance Music and the Possibilities of Studying it in Children’s Music Schools. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1 (30), pp. 145–155.
DOI: 10. 17674 / 1997-0854.2018.1.145-155.
7. Rossikhina V. P. N. G. Aleksandrova i ritmika Dal'croza v nashey strane [N. G. Aleksandrova and the Rhythmics of Dalcroze in our Country]. Iz proshlogo Sovetskoy muzykal'noy kul'tury [From the Past of the Soviet Musical Culture]. Issue 3. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1982, pp. 238–273.
8. Starcheus M. S. Slukh muzykanta [The Musician’s Hearing]. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory. 2003. 640 p.
9. Teplov B. M. Problemy individual'nykh razlichiy [Issues of Individual Differences]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, 1961. 290 p.
10. Kholopova V. N. Ritmicheskie novatsii [Rhythmic Innovations]. Russkaya muzyka i XX vek [Russian Music and the 20th Century]. Ed. by M. G. Aranovskiy; State Institute of Art Studies. Moscow, 1990, pp. 553–588.
11. Shaymukhametova L. N. Veselaya ritmika. Kolokol'chiki. Semantika na urokakh sol'fedzhio [Merry Rhythmics. Bells: Semantics in Solfeggio Lessons]. Issue 3. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismailov, 2004. 17 p.
12. Shaymukhametova L. N. Plastika v elementakh muzykal'noy rechi [Plasticity in the Elements of Musical Speech]. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy [Semantic Analysis of a Musical Theme]. Moscow, 1989, pp. 47–56.
13. Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1 (30), pp. 156–165.
DOI: 10. 17674 / 1997-0854.2018.1.156-165.
14. Fink-Klein W., Peter-Führe S., Reichmann I. Rhythmik im Kindergarten. 5. Auflage. Herder: Freiburg, 1992. 192 S.
15. Naville S. Psychomotorische Therapie und Musik. Pahlen (Hrsg.), Musiktherapie. Heyne: München, 1973. S. 125–131.
16. Orff G. Die Orff-Musiktherapie. Kindler: München, 1974. 173 S.
17. Strohm R. Musical Migration in Renaissance and Baroque. Österreichische Musikzeitschrift. 2017. Vol. 72, Issue 2, pp. 6–10.