Вопросы преподавания ритмики в системе подготовки педагога-музыканта

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Nina I. Efremova

Аннотация

Реформа российского высшего и среднего музыкального образования, начавшаяся в конце ХХ века,
дала возможность постепенно выстроить систему подготовки педагогов среднего профессионального звена
по специальности «Теория музыки» в области музыкально-ритмического воспитания. Введение новых
стандартов для вузов позволило включить в перечень предметов рабочего учебного плана консерваторий по
специальности «Музыковедение» дисциплины музыкально-ритмического воспитания, которые обеспечивают
соответствующую профильную подготовку будущих специалистов для детских образовательных учреждений.
Статья знакомит с некоторыми историческими предпосылками, методологическими основами, структурой и
содержательным наполнением дисциплин, ответственных за метроритмическое развитие юных музыкантов.
Представлено мнение психологов, указывающих педагогам на необходимость особого внимания к развитию
ритмической способности учащихся. Даётся характеристика предметов, включённых в учебный план
Магнитогорской государственной консерватории – «Методика преподавания ритмики», «Учебная практика по
педагогической работе (ритмика)».

Ключевые слова: музыкальный ритм, музыкально-ритмическое воспитание, музыкально-ритмические
способности.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Efremova, N. I. (2018). Вопросы преподавания ритмики в системе подготовки педагога-музыканта. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 149–155. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.149-155
Раздел
Музыкальное образование
Биография автора

Nina I. Efremova, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Ефремова Нина Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории
музыки

Библиографические ссылки

1. Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p'es detskogo fortepiannogo repertuara: ocherk [Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Texts of Pieces from Children’s Piano Repertoire: Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismailov, 2007. 39 p.
2. Efremova N. I. Rol' izucheniya kontseptsii muzykal'no-ritmicheskogo vospitaniya XX veka (v podgotovke sovremennogo muzykanta-pedagoga) [The Role of Studying the Concept of Instruction in Musical Rhythmic Education in the 20th Century (in the Preparation of a Contemporary Musician-Teacher)]. Vestnik Magnitogorskoy gosudarstvennoy konservatorii [Bulletin of the Magnitogorsk State Conservatory]. 2001. No. 2, pp. 22–27.
3. Efremova N. I. Teoriya i metodika muzikal'no-ritmicheskogo vospitaniya – model' kursa (prezentatsiya distsipliny). [The Theory and Methodology of Instruction of Musical Rhythm – Model of a Course (Presentation of the Discipline)]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. 2012. No. 3 (31), pp. 97–101.
4. Zhak-Dal'kroz E. Ritm [Jaques-Dalcroze E. Rhythm]. Moscow: Klassika-XXI, 2001. 247 p.
5. Kirnarskaya D. K. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. Muzykal'nye sposobnosti [Psychology of Musical Abilities. Musical Abilities]. Moscow: Talanty-XXI vek, 2004. 496 p.
6. Korobova A. G. About Historical Dance Music and the Possibilities of Studying it in Children’s Music Schools. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1 (30), pp. 145–155.
DOI: 10. 17674 / 1997-0854.2018.1.145-155.
7. Rossikhina V. P. N. G. Aleksandrova i ritmika Dal'croza v nashey strane [N. G. Aleksandrova and the Rhythmics of Dalcroze in our Country]. Iz proshlogo Sovetskoy muzykal'noy kul'tury [From the Past of the Soviet Musical Culture]. Issue 3. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1982, pp. 238–273.
8. Starcheus M. S. Slukh muzykanta [The Musician’s Hearing]. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory. 2003. 640 p.
9. Teplov B. M. Problemy individual'nykh razlichiy [Issues of Individual Differences]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, 1961. 290 p.
10. Kholopova V. N. Ritmicheskie novatsii [Rhythmic Innovations]. Russkaya muzyka i XX vek [Russian Music and the 20th Century]. Ed. by M. G. Aranovskiy; State Institute of Art Studies. Moscow, 1990, pp. 553–588.
11. Shaymukhametova L. N. Veselaya ritmika. Kolokol'chiki. Semantika na urokakh sol'fedzhio [Merry Rhythmics. Bells: Semantics in Solfeggio Lessons]. Issue 3. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismailov, 2004. 17 p.
12. Shaymukhametova L. N. Plastika v elementakh muzykal'noy rechi [Plasticity in the Elements of Musical Speech]. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy [Semantic Analysis of a Musical Theme]. Moscow, 1989, pp. 47–56.
13. Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1 (30), pp. 156–165.
DOI: 10. 17674 / 1997-0854.2018.1.156-165.
14. Fink-Klein W., Peter-Führe S., Reichmann I. Rhythmik im Kindergarten. 5. Auflage. Herder: Freiburg, 1992. 192 S.
15. Naville S. Psychomotorische Therapie und Musik. Pahlen (Hrsg.), Musiktherapie. Heyne: München, 1973. S. 125–131.
16. Orff G. Die Orff-Musiktherapie. Kindler: München, 1974. 173 S.
17. Strohm R. Musical Migration in Renaissance and Baroque. Österreichische Musikzeitschrift. 2017. Vol. 72, Issue 2, pp. 6–10.