Контекстный подход в системе музыкального образования в высшей школе
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются условия организации контекстного обучения магистрантов направления «53.00.00. Музыкальное искусство» в высшей школе с точки зрения продуктивности развития профессионально-интегрированной личности, объединяющей в себе аналитические, педагогические, исполнительские и творческие компоненты. Требования к содержанию магистерской подготовки по инструментальному исполнительству рассматриваются применительно к профессиональной среде – контексту, выступающему пространством включения на первичных стадиях обучения в деятельность музыкально-исполнительского коллектива. Внимание акцентируется на результатах образовательной деятельности, которые проявляются за пределами аудиторных форм обучения. Значение контекстного подхода состоит в том, что в процессе его применения происходит трансформация учебной деятельности магистра в профессиональную на основе актуализации самостоятельной работы. При реализации образовательной программы самостоятельная работа магистранта рассматривается как одна из форм осуществления контекстного подхода. Анализируются смысл
и назначение самостоятельной работы, помещённой в контекстную среду образовательного типа. Её организация является эффективной, если осуществляется в творческо-производственной среде, за рамками аудиторных занятий, посредством включения магистранта-исполнителя в творческий процесс (репетиционный, обучающий, исполнительский, аналитический), связанный с деятельностью профессионального музыкального коллектива, объединения, сообщества. Профессиональный музыкальный коллектив рассматривается как обладающий необходимым потенциалом формирования профессионально-интегрированной личности.
Ключевые слова: музыкальное образование, профессионально-интегрированная личность, контекстный подход, самостоятельная работа студента, музыкальная исполнительская деятельность.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Verbitskiy A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active Learning in Institutions of Higher Education: A Contextual Approach]. Moscow: Vysshaya shkola, 1991. 207 p.
3. Gorobets S. V. Kontekstnoe obuchenie pedagoga-muzykanta v gumanitarnom vuze [Contextual Instruction of a Musical Pedagogue in Humanitarian Institutions of Higher Education]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Scholarly Works from the St. Petersburg State University of Culture and the Arts]. 2013. Vol. 200, pp. 224–228.
4. Korina V. S. Organizatsiya samopodgotovki studentov k variativnoy professional'noy deyatel'nosti v klasse fortepiano [Organizing Students’ Individual Preparation in their Variable Professional Activities in a Piano Class]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2017. No. 3, pp. 133–140.
5. Kruglova M. G. Professional'naya podgotovka muzykanta shirokogo profilya kak problema sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya [Professional Training of a Multi-Skilled Musician as an Issue of Contemporary Musical Education]. Universum: psikhologiya i obrazovanie [Universum: Psychology and Education]. 2016. No. 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26420782 (20.06.2018).
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 53.04.01 Muzykal'no-instrumental'noe iskusstvo (uroven' magistratury): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 11 avgusta 2016 g. № 984 [On the Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Preparation 53.04.01 Musical Instrumental Art (Master’s Level): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (August 11, 2006; No 984)]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71375318/.
7. Rapatskaya L. A. Kul'turologicheskiy podkhod kak metodologicheskaya osnova podgotovki pedagoga-muzykanta shirokogo profilya [A Culturological Approach as a Methodological Basis for Training a Multi-Skilled Musician]. Voprosy muzykal'noy kul'tury i obrazovaniya [Questions of Musical Culture and Musical Education]. 2010. Issue 7, pp. 3–8.
8. Sizova E. R. Professional'naya podgotovka spetsialistov v sisteme klassicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya: dis. … d-ra ped. nauk [Professional Training of Specialists in Classical Music Education: Dissertation for the Degree of Doctor of Pedagogy]. Chelyabinsk, 2008. 450 p.