Контекстный подход в системе музыкального образования в высшей школе

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga V. Pervushina
Nina V. Kryuchkova

Аннотация

В статье рассматриваются условия организации контекстного обучения магистрантов направления «53.00.00. Музыкальное искусство» в высшей школе с точки зрения продуктивности развития профессионально-интегрированной личности, объединяющей в себе аналитические, педагогические, исполнительские и творческие компоненты. Требования к содержанию магистерской подготовки по инструментальному исполнительству рассматриваются применительно к профессиональной среде – контексту, выступающему пространством включения на первичных стадиях обучения в деятельность музыкально-исполнительского коллектива. Внимание акцентируется на результатах образовательной деятельности, которые проявляются за пределами аудиторных форм обучения. Значение контекстного подхода состоит в том, что в процессе его применения происходит трансформация учебной деятельности магистра в профессиональную на основе актуализации самостоятельной работы. При реализации образовательной программы самостоятельная работа магистранта рассматривается как одна из форм осуществления контекстного подхода. Анализируются смысл
и назначение самостоятельной работы, помещённой в контекстную среду образовательного типа. Её организация является эффективной, если осуществляется в творческо-производственной среде, за рамками аудиторных занятий, посредством включения магистранта-исполнителя в творческий процесс (репетиционный, обучающий, исполнительский, аналитический), связанный с деятельностью профессионального музыкального коллектива, объединения, сообщества. Профессиональный музыкальный коллектив рассматривается как обладающий необходимым потенциалом формирования профессионально-интегрированной личности.

Ключевые слова: музыкальное образование, профессионально-интегрированная личность, контекстный подход, самостоятельная работа студента, музыкальная исполнительская деятельность.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Pervushina, O. V., & Kryuchkova, N. V. (2018). Контекстный подход в системе музыкального образования в высшей школе. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 137–143. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.137-143
Раздел
Музыкальное образование
Биографии авторов

Olga V. Pervushina, Алтайский государственный институт культуры

Первушина Ольга Васильевна, кандидат культурологии, доцент, заведующая кафедрой
художественной культуры и декоративно-прикладного творчества

Nina V. Kryuchkova, Алтайский государственный институт культуры

Крючкова Нина Владимировна, профессор кафедры народных инструментов и оркестрового
дирижирования, декан музыкального факультета

Библиографические ссылки

1. Bazikov A. S. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennoy Rossii: osnovnye protivorechiya i puti ikh preodoleniya: dis. … d-ra ped. nauk [Musical Education in Present-Day Russia: The Basic Contradictions and the Paths of Overcoming Them: Dissertation for the Degree of Doctor of Pedagogy]. Tambov, 2002. 386 p.
2. Verbitskiy A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active Learning in Institutions of Higher Education: A Contextual Approach]. Moscow: Vysshaya shkola, 1991. 207 p.
3. Gorobets S. V. Kontekstnoe obuchenie pedagoga-muzykanta v gumanitarnom vuze [Contextual Instruction of a Musical Pedagogue in Humanitarian Institutions of Higher Education]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Scholarly Works from the St. Petersburg State University of Culture and the Arts]. 2013. Vol. 200, pp. 224–228.
4. Korina V. S. Organizatsiya samopodgotovki studentov k variativnoy professional'noy deyatel'nosti v klasse fortepiano [Organizing Students’ Individual Preparation in their Variable Professional Activities in a Piano Class]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2017. No. 3, pp. 133–140.
5. Kruglova M. G. Professional'naya podgotovka muzykanta shirokogo profilya kak problema sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya [Professional Training of a Multi-Skilled Musician as an Issue of Contemporary Musical Education]. Universum: psikhologiya i obrazovanie [Universum: Psychology and Education]. 2016. No. 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26420782 (20.06.2018).
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 53.04.01 Muzykal'no-instrumental'noe iskusstvo (uroven' magistratury): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 11 avgusta 2016 g. № 984 [On the Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Preparation 53.04.01 Musical Instrumental Art (Master’s Level): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (August 11, 2006; No 984)]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71375318/.
7. Rapatskaya L. A. Kul'turologicheskiy podkhod kak metodologicheskaya osnova podgotovki pedagoga-muzykanta shirokogo profilya [A Culturological Approach as a Methodological Basis for Training a Multi-Skilled Musician]. Voprosy muzykal'noy kul'tury i obrazovaniya [Questions of Musical Culture and Musical Education]. 2010. Issue 7, pp. 3–8.
8. Sizova E. R. Professional'naya podgotovka spetsialistov v sisteme klassicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya: dis. … d-ra ped. nauk [Professional Training of Specialists in Classical Music Education: Dissertation for the Degree of Doctor of Pedagogy]. Chelyabinsk, 2008. 450 p.