Эволюция методики обучения игре с листа в классе фортепиано
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Умение читать с листа, исполнять учеником новые для него произведения считается чрезвычайно важным
навыком музыканта. Первые руководства по музыкальной педагогике появились в Западной Европе в XVI–XVII
столетиях, однако чтение с листа не выделялось в отдельный вопрос. Активный поиск наиболее эффективных
путей обучения чтению с листа в классе фортепиано начался с середины XX века. С 1970-х годов появились
труды учёных-музыкантов, теоретически осмысливающих процесс игры с листа. В них выявляется сущность
данного умения с опорой на психофизиологические закономерности, которые рассматриваются в том числе
и с позиций уровня подготовки обучающихся. Характерной становится активизация целостного процесса
восприятия и озвучивания игры с листа в нетрадиционных креативных формах. Одной из таких являются
занятия в малой группе, где создаются особые условия для эффективного закрепления навыков. Они позволяют
педагогу применять интерактивные методы обучения, в том числе дидактические игры. Инновационные формы
ансамблевого чтения с листа на основе смысловых структур авторского текста, разработанные в Лаборатории
музыкальной семантики Уфимского института искусств, представляют систему методик нетрадиционного
ансамблевого музицирования, где чтение музыкального текста в классе фортепиано происходит на основе
ролевых игр с участием клавишного синтезатора.
Ключевые слова: фортепиано, чтение нотного текста, игра с листа, креативные методики музыкального
обучения, интонационный этюд, Лаборатория музыкальной семантики.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Berezhanskiy P. N. Formirovanie i razvitie sposobnosti chteniya not s lista: posobie dlya prepodavateley fortepiannykh otdeleniy DMSh [The Formation and Development of the Ability to Sight-read Music: a Manual for Teachers of Piano Departments in Children’s Music Schools]. Kursk, 1996. 32 p.
3. Bryanskaya F. D. Formirovanie i razvitie navyka igry s lista v pervye gody obucheniya pianista: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Formation and Development of the Skills of Sight-reading Music in the First Years of a Pianist’s Training: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1972. 170 p.
4. Golovanov V. V. Tekhnika beglogo chteniya not: dlya prepodavateley i uchashchikhsya DMSh i DShI [The Technique of Fluent Reading of Notes: for Teachers and Students of Children’s Music Schools and Children’s Art Schools]. Moscow: Kompozitor, 2002. 80 p.
5. Gordeeva E. V. The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Clavier Musical Text. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 72–79. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.
6. Gorelashvili L. I. Osobennosti vizual'nogo vospriyatiya notnogo teksta i operativnoy pamyati pianista v protsesse chteniya not s lista: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Peculiarities of the Visual Perception of Musical Texts and the Pianist’s Operative Memory in the Process of Reading Notes from Sight: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Tbilisi, 1977. 150 p.
7. Karacharova T. I. Obuchenie igre s lista na osnove aktivizatsii tselostnogo protsessa vospriyatiya i ozvuchivaniya notnogo teksta: dis. … kand. ped. nauk [Instruction of Sight-Reading Music on the Basis of Activation of the Holistic Process of Perception and Sounding of Written-Down Music: Dissertation for the Degree of Candidate of Pedagogy]. St. Petersburg, 2007. 156 p.
8. Kuznetsova N. M. On a Few Techniques of Transformation in Performance of the Clavier Urtext Scores of J. S. Bach (on the Example of Compositions Written for Instructive Purposes). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 2, pp. 197–204.
9. Kuznetsova N. M. The Semantics of Musical Dialogue in the Pieces from the «Notebook for Anna Magdalena Bach». Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2007. No. 1, pp. 249–257.
10. Kuperen F. Iskusstvo igry na klavesine [Couperin F. The Art of Playing the Harpsichord]. Moscow: Muzyka, 1973. 152 p.
11. Landovska V. Starinnaya muzyka [Early Music]. Translated from the Polish by Z. Savelova. Moscow: P. Yurgenson, 1913. 126 p.
12. Mingazhev A. A. The Signs of Quasi-Orchestral Score in the Keyboard Music of Beethoven. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 171–174.
13. Monsenzhon B. Rikhter [Richter]. Moscow: Klassika-XXI, 2002. 484 p.
14. Morein K. N. Keyboard Urtext as the Ensemble Score in the Practice of Baroque. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1, pp. 98–102.
15. Sradzhev V. P. Zakonomernosti upravleniya motorikoy pianista [Regularities in Directing the Pianist's Motor Skills]. Moscow: Kontenant, 2004. 216 p.
16. Khmel'nitskaya O. N. Tvorcheskie vozmozhnosti melkogruppovykh zanyatiy v klasse fortepiano: monografiya [The Creative Possibilities of Small-Group Studies in the Piano Class: a Monograph]. Belgorod: POLITERRA, 2012. 152 p.
17. Khorunzhaya R. I. Razvitie navyka chteniya not s lista: ucheb. posobie po kursu fortepiano dlya fakul'tetov narodnogo muzykal'nogo tvorchestva akademiy, universitetov i institutov kul'tury i iskusstva [The Development of the Skill of Sight-Reading Music: Textbook for a Piano Course for Departments of Folk Music Artistry in Academies, Universities, and Institutes of Culture and Art]. Moscow: Moscow State University of Culture and Arts, 1998. 112 p.
18. Tsaturyan K. A. Chtenie s lista [Sight-reading]. Teoriya i metodika obucheniya igre na fortepiano [The Theory and Methodology of Piano Instruction]. Moscow: Vlados, 2001, pp. 126–138.
19. Shaymukhametova L. N., Kirichenko P. V. Intonatsionnye etyudy v klasse fortepiano: ucheb. posobie [Intonation Etudes in the Piano Class: A Training Manual]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, 2002. 127 p.
20. Shaymukhametova L. N. Ob avtorskoy programme «Osnovy muzykal'nogo intonirovaniya» dlya fortepiannykh otdeleniy muzykal'nykh vuzov [About the Author’s Program “Fundamentals of Musical Intonation” for Piano Departments of Musical Educational Institutions]. Iz opyta raboty pedagoga-muzykanta: sb. st. [From the Experience of Working as a Music Teacher: a Compilation of Articles]. Issue. 3. Edited and Compiled by N. F. Garipova, L. N. Shaymukhametova; Scholarly editor L. N. Shaymukhametova. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, 2016, pp. 25–38.
21. Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 156–165.
DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.
22. Shaymukhametova L. N., Tsareva E. Yu. Igraem vmeste s uchitelem: ucheb. posobie [We Play Together with the Teacher: a Textbook]. Palmarium Academic Publisching-Saarbrücken, Deuschland, 2014. 80 p.
23. Shul'pyakov O. F. Muzykal'no-ispolnitel'skaya tekhnika i khudozhestvennyy obraz [The Technique of Musical Performance and the Artistic Image]. Leningrad: Muzyka, 1986. 124 p.
24. Shchapov A. P. Fortepiannyy urok v muzykal'noy shkole i uchilishche [A Piano Lesson in the Music School and the Music College]. Moscow: Klassika-XXI, 2002. 176 p.
25. Shcherbakova E. G. «Moi pervye transkriptsii» na urokakh fortepiano [“My First Transcriptions” in Piano Lessons]. Innovatsionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI: sb. st. [Innovative Forms of Teaching in Children’s Music Schools and Art Schools: Compilation of Articles]. Edited and Compiled by E. V. Orlova, A. V. Chernyshov, L. N. Shaymukhametova; Scholarly editor L. N. Shaymukhametova. Moscow, 2013, pp. 115–118.
26. Asfandyarova Amina I. Images of Instrumental Duets in the Musical Texts of Haydn’s Keyboard Sonatas and Their Implementation by Means of the Modern Piano. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 108–114. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.108-114.
27. Gareyeva Margarita A. The 19 Minuets by Leopold Mozart as an Example of the 18th Century School of Chamber Music Performance. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 57–67.
DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.057-067.
28. Schott S. So spielensie bar Piano. Mainz ect.: Schott Co., 1996. 269 p.
29. Teaching piano: A Comprehensive Guide a Reference Book for the Instructor. Ed. by Denes Ageyet all. New York ect.: Yorktown music press Co., 1981. 24 p.