Самозаимствование в творчестве композиторов ХХ века: к постановке проблемы
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Самозаимствование – особый тип текстового заимствования, атрибутивным признаком которого является
апелляция к собственному ранее написанному материалу и включение его в новую художественную целостность.
На практике он реализует себя в двух основных формах – повторного обращения к целому произведению либо
к его фрагменту. Результатом работы с сочинением являются авторские редакции, переложения, оркестровки,
сюиты на основе театральной и киномузыки, жанровые транскрипции. Самозаимствование фрагмента
собственного текста представлено автоцитированием.
Автоцитата являет собой особый тип заимствования, с одной стороны, типологически родственный
более широкому явлению – цитированию, с другой стороны, обладающий специфическими отличиями.
Среди признаков, определяющих сущность цитаты, в условиях единства авторства первоисточника
и текста-реципиента наиболее актуальными являются масштаб, границы, степень узнаваемости и функции.
Перечисленные параметры выступают критериями типологизации автоцитат в художественной практике
композиторов ХХ века.
Масштабный критерий автоцитаты фиксирует внимание на показателе точности её воссоздания.
Соотношение границ источника самозаимствования и объёма его воспроизведения в новом тексте позволяет
выделить макроавтоцитату, автоцитату-фрагмент и микроавтоцитату. По степени узнаваемости автоцитаты
дифференцируются на явные и скрытые. В новом тексте привнесённый элемент выполняет различные
композиционные и семантические функции.
Ключевые слова: текстовое заимствование, цитирование в музыке, самозаимствование, автоцитата,
первоисточник.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Denisov A. V. Muzykal'nye tsitaty: spravochnik [Musical Quotes: A Directory]. St. Petersburg: Kompozitor- Sankt-Peterburg, 2013. 224 p.
3. Denisov A. V. O strukturnykh transformatsiyakh tsitaty v muzyke XX veka [On the Structural Transformations of Quotations in 20th Century Music]. URL: http://www.21israel-music.com/Tsitata_XX.htm (12.10.2015).
4. Denisov A. V. Fenomen muzykal'noy tsitaty – problemy issledovaniya [The Phenomenon of Musical Quotation – Issues of Research]. URL: http://www.21israel-music.com/Tsitata_kontekst.htm (10.09.2015).
5. Loseva O. V. Muzykal'naya tsitata v «epokhu tsitirovaniya» [The Musical Quotation in the “Era of Citation”]. Pamyati Evgeniya Vladimirovicha Nazaykinskogo: Interv'yu. Stat'i. Vospominaniya [In Memory of Evgeny Vladimirovich Nazaikinsky: Interviews. Articles. Memoirs]. Moscow, 2011, pp. 123–139.
6. Romanets M. S. Opusy-varianty v tvorchestve M. Ravelya [Opus-Variants in the Works of Maurice Ravel]. Yuzhnorossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South Russian Musical Almanac]. 2017. No. 4 (29), pp. 27–32.
7. Sokhor A. N. Nekotorye ideyno-esteticheskie problemy sovetskoy muzyki 70-kh godov [Certain Ideological and Aesthetical Issues of Soviet Music in the 1970s]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Theory and Aesthetics of Music]. Ed. by I. Sokhor. Issue 15. Leningrad, 1977, pp. 3–15.