Самозаимствование в творчестве композиторов ХХ века: к постановке проблемы

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Mariya S. Romanets

Аннотация

Самозаимствование – особый тип текстового заимствования, атрибутивным признаком которого является
апелляция к собственному ранее написанному материалу и включение его в новую художественную целостность.
На практике он реализует себя в двух основных формах – повторного обращения к целому произведению либо
к его фрагменту. Результатом работы с сочинением являются авторские редакции, переложения, оркестровки,
сюиты на основе театральной и киномузыки, жанровые транскрипции. Самозаимствование фрагмента
собственного текста представлено автоцитированием.
Автоцитата являет собой особый тип заимствования, с одной стороны, типологически родственный
более широкому явлению – цитированию, с другой стороны, обладающий специфическими отличиями.
Среди признаков, определяющих сущность цитаты, в условиях единства авторства первоисточника
и текста-реципиента наиболее актуальными являются масштаб, границы, степень узнаваемости и функции.
Перечисленные параметры выступают критериями типологизации автоцитат в художественной практике
композиторов ХХ века.
Масштабный критерий автоцитаты фиксирует внимание на показателе точности её воссоздания.
Соотношение границ источника самозаимствования и объёма его воспроизведения в новом тексте позволяет
выделить макроавтоцитату, автоцитату-фрагмент и микроавтоцитату. По степени узнаваемости автоцитаты
дифференцируются на явные и скрытые. В новом тексте привнесённый элемент выполняет различные
композиционные и семантические функции.

Ключевые слова: текстовое заимствование, цитирование в музыке, самозаимствование, автоцитата,
первоисточник.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Romanets, M. S. (2018). Самозаимствование в творчестве композиторов ХХ века: к постановке проблемы. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 65–71. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.065-071
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Mariya S. Romanets, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Романец Мария Сергеевна, аспирантка кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Gavrilova L. V. Semanticheskie grani tsitaty v tvorchestve Atsio Korgi [The Semantic Boundaries of Quotation in the Work of Azzio Corgi]. URL: http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/01/GavrilovaL.pdf (12.10.2015).
2. Denisov A. V. Muzykal'nye tsitaty: spravochnik [Musical Quotes: A Directory]. St. Petersburg: Kompozitor- Sankt-Peterburg, 2013. 224 p.
3. Denisov A. V. O strukturnykh transformatsiyakh tsitaty v muzyke XX veka [On the Structural Transformations of Quotations in 20th Century Music]. URL: http://www.21israel-music.com/Tsitata_XX.htm (12.10.2015).
4. Denisov A. V. Fenomen muzykal'noy tsitaty – problemy issledovaniya [The Phenomenon of Musical Quotation – Issues of Research]. URL: http://www.21israel-music.com/Tsitata_kontekst.htm (10.09.2015).
5. Loseva O. V. Muzykal'naya tsitata v «epokhu tsitirovaniya» [The Musical Quotation in the “Era of Citation”]. Pamyati Evgeniya Vladimirovicha Nazaykinskogo: Interv'yu. Stat'i. Vospominaniya [In Memory of Evgeny Vladimirovich Nazaikinsky: Interviews. Articles. Memoirs]. Moscow, 2011, pp. 123–139.
6. Romanets M. S. Opusy-varianty v tvorchestve M. Ravelya [Opus-Variants in the Works of Maurice Ravel]. Yuzhnorossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South Russian Musical Almanac]. 2017. No. 4 (29), pp. 27–32.
7. Sokhor A. N. Nekotorye ideyno-esteticheskie problemy sovetskoy muzyki 70-kh godov [Certain Ideological and Aesthetical Issues of Soviet Music in the 1970s]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Theory and Aesthetics of Music]. Ed. by I. Sokhor. Issue 15. Leningrad, 1977, pp. 3–15.