Синестетический подход в развитии художественного восприятия студентов на занятиях по формальной композиции

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elza E. Purik
Marina G. Shakirova
Mars L. Akhmadullin

Аннотация

Художественное восприятие ‒ противоречивый процесс, основанный на единстве рационально-логического и эмоционально-чувственного начал. В статье изложена методика развития художественного восприятия студентов на занятиях по формальной композиции, основанная на синестезии – через обращение к ассоциациям, межсенсорным аналогиям, возникающим при одновременном воздействии изобразительного искусства и музыки. Подобный метод, опирающийся на закрепление цветовых ассоциаций и параллелей между произведениями живописи и музыки, позволяет добиться целостного представления об искусстве, раскрыть его образную природу. Обращение к музыке на занятиях со студентами художественных направлений раскрывает эмоциональную природу искусства, способствует углублению творческого процесса, усиливающего воздействие искусства на личность. Абстрактное искусство, в частности, абстрактный экспрессионизм, лирическая абстракция находятся ближе всего к музыке по степени воздействия на чувства человека, обладают способностью вызывать сложные, многослойные ассоциации без конкретизации образа. Авторы статьи показывают эффективность синестетического подхода в обучении формальной композиции, позволяющего студентам прочувствовать, пережить эмоциональное содержание абстрактной картины. Результатом обучения является развитие у студентов способности к полноценному восприятию и оценке искусства, а также
к созданию ярких, выразительных живописных произведений.

Ключевые слова: полихудожественное воспитание, синестезия, формальная композиция, художественный образ, художественное восприятие, художественно-творческие способности.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Purik, E. E., Shakirova, M. G., & Akhmadullin, M. L. (2018). Синестетический подход в развитии художественного восприятия студентов на занятиях по формальной композиции. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 124–132. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.124-132
Раздел
Музыкальное образование
Биографии авторов

Elza E. Purik, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Пурик Эльза Эдуардовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
изобразительного искусства

Marina G. Shakirova, Бирский филиал Башкирского государственного университета

Шакирова Марина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
технологического образования

Mars L. Akhmadullin, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Ахмадуллин Марс Лиронович, кандидат искусствоведения, профессор кафедры рисунка
и дазайна

Библиографические ссылки

1. Vanechkina I. L. «Deti risuyut muzyku»: eksperimenty dlya shkoly budushchego [“Children Draw Music”: Experiments for the School of the Future]. Nauchnyy Tatarstan [Scholarly Tatarstan]. 1999. No. 4, pp. 36–39.
2. Kolyadenko N. P. Vzaimodeystvie iskusstv v khudozhestvennom vospitanii [Interaction of the Arts in Artistic Education]. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka [Artistic Education and Science]. 2016. No. 4, pp. 33–35.
3. Kolyadenko N. P. The Visual Gestalts in the Synesthetic Interpretation of Musical Texts. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2012. № 2 (11), pp. 17–21.
4. Kolyadenko N. P. Sinestetichnost' muzykal'no-khudozhestvennogo soznaniya: na materiale iskusstva XX veka [The Synesthetic Character of the Musical and Artistic Consciousness: on the Material of 20th Century Art]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory, 2005. 392 p.
5. Petrova V. P. Integratsiya kak metod razvitiya professional'nykh kompetentsiy v khudozhestvennom obrazovanii [Integration as a Method of Development of Professional Competences in Artistic Education]. Innovatsionnye tendentsii integratsii i gumanitarizatsii obrazovaniya: materialy Vseros. konferentsii «Yusovskie chteniya» [Innovative Tendencies of the Integration and Humanitarization of Education: Proceedings of the Russian Conference “Yusov Readings”]. Ed. by E. P. Olesina, O. I. Radomskaya, L. G. Savenkova. Moscow, 2015, pp. 294.
6. Purik E. E., Shakirova M. G. Razvitie khudozhestvennogo vospriyatiya v protsesse obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu [Development of Artistic Perception in the Process of Teaching Visual Arts]. Pedagogika iskusstva: setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal [The Pedagogy of Art: Online Electronic Scientific Journal]. 2015. No. 2. URL: http://www.arteducation.ru /sites/default/files /journal_pdf/ purik, shakirova_285-290.pdf
7. Slovar' khudozhestvennykh terminov. GAHN, 1923–1929 gg. [Dictionary of Artistic Terms. State Academy of Artistic Sciences, 1923–1929]. Ed. by I. M. Chubarov. Moscow: Logos-Altera, Ecce Homo, 2005. 504 p.
8. Shaymukhametova L. N. On the Discipline and Program “Introduction into Musicology”. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1 (10), pp. 182–188.
9. Shaymukhametova L. N. O kontseptsii kreativnoy raboty s muzykal'nym tekstom v laboratorii muzykal'noy semantiki Ufimskoy akademii iskusstv [Concerning the Concept of Creative Work with the Musical Text in the Laboratory of Musical Semantics of the Ufa Academy of Arts: from the Editor-Compiler]. Kreativnaya rabota s muzykal'nym tekstom v DMSh, DShI i v obuchenii khobbi-muzykantov [Creative Work with the Musical Text in Children's Music Schools, Children’s Art Schools and in Training of Hobby Musicians]. Ufa, 2014, pp. 4–8.
10. Yusov B. P. Izobrazitel'noe iskusstvo i detskoe izobrazitel'noe tvorchestvo: ocherki po istorii, teorii i psikhologii khudozhestvennogo vospitaniya detey [The Visual Arts and Children's Creativity in the Sphere of the Visual Arts: Essays on the History, Theory and Psychology of Children's Artistic Education]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2002. 283 p.
11. Yusov B. P. K probleme vzaimosvyazi iskusstv v detskom khudozhestvennom razvitii [Concerning the Problem of Interrelation of Arts in Children's Artistic Development]. Teoriya esteticheskogo vospitaniya [Theory of Aesthetic Education]. Issue 3. Moscow, 1975, pp. 43–55.
12. Shaymukhametova Liudmila N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)