Процессы жанровых и стилевых взаимодействий в сочинениях Гии Канчели 80–90-х годов ХХ века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Marina L. Karamanova

Аннотация

В статье рассматривается иерархия процессов жанрового
синтеза в сочинениях Гии Канчели «Музыка для живых»,
«Светлая печаль», «Стикс», «Оплаканный ветром». Их ха-
рактеризует полижанровость целого как результат взаимо-
действия ряда старинных и современных внемузыкальных
(связанных с театром, кино, литературой) и музыкальных
(светских и духовных) жанров. В «Музыке для живых» син-
тез оперы, оратории, философской поэмы, притчи, мистерии
дополнен закономерностями романтического, символистско-
го, экспрессионистского театров, театра абсурда, кинодрама-
тургии, светоцветового шоу. Вербальный ряд «Стикса» обра-
зуют восемь блоков, где контаминируются сюжетные мотивы
универсальных и национальных мифов, фрагменты молитв,
изречений, цитат; фразы, слова, имена, понятия. В музыке
соединены жанровые признаки концерта, симфонической по-
эмы, оратории, заупокойной литургии, мистерии. Сочинение
формируется как поливалентный интертекст. Его образует
монтажно-комбинаторный калейдоскоп стилевых клише
ХVII–ХХ веков в синтезе с национальными культовыми и
фольклорными пластами.

Ключевые слова: Гия Канчели, музыка XX века, орато-
рия, мистерия, притча

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Karamanova, M. L. (2014). Процессы жанровых и стилевых взаимодействий в сочинениях Гии Канчели 80–90-х годов ХХ века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 59–64. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/94
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Marina L. Karamanova, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Марина Леонидовна Караманова – аспирантка кафедры истории музыки

 

Библиографические ссылки

1. Dekanosidze N. Opera «Muzyka dlya zhivykh» Kancheli–Sturua [Opera “Music for the Living” by Kancheli and Sturua]. Muzykovedenie [Musicology], 2010, no. 1, pp. 47–51.
2. Denisov A. Intertekstual’nost’ v muzyke: issledovatel’skiy ocherk [Intertextuality in Music: a Research Essay]. St. Petersburg: Russian State Pedagogical A. I. Herzen University, 2013. 46 p.
3. Denisova Z. Vokal’no-simfonicheskiy tsikl “Svetlaya pechal’” G. A. Kancheli (analiz verbal’nogo teksta) [Giya Kancheli’s Vocal-Orchestral Cycle “Light Sorrow” G. A. Kancheli (Analysis of the Text)]. Hudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoy kul’ture: tvorchestvo – ispolnitel’stvo – gumanitarnoe znanie: sb. mat-lov i st. mezhdunar. zaochn. nauch.-prakt. konf. [The Work of Art in Contemporary Culture: Art – Performance – Humanities: Compilation of Materials and Articles from the International Scholarly-Practical Conference]. Chief Editor I. V. Bezginova. Chelyabinsk: South Urals State P. I. Tchaikovsky Institute for the Arts, 2013, pp. 86-91.
4. Zeyfas N. Giya Kancheli v dialogakh s Natal'ey Zeyfas [Giya Kancheli in Dialogues with Natalia Zeifas]. Moscow: Muzyka Press, 2005. 587 p.
5. Zeyfas N. Pesnopeniya: o muzyke G. Kancheli [Chants: About the Music of Giya Kancheli]. Moscow: Sovetskiy kompozitor [Soviet Composer], 1991. 277 p.
6. Kaloshina G. Dramaturgicheskie protsessy i problema tsikla v simfoniyakh Gii Kancheli [Dramatic Processes and Issues of the Cycle in Giya Kancheli`s Symphonies]. Pamyati uchiteley [In Memory of the Teachers]. Rostov-on-Don, 1995, pp. 109–119.
7. Kaloshina G. Problemy sinteza iskusstv i zhanrovykh vzaimodeystviy vo frantsuzskoy opere, oratorii i kantate XX stoletiya [Issues of Synthesis of the Arts and Interactions of Genre in 20th Century French Operas, Oratorios and Cantatas]. Sovremennye aspekty hudozhestvennogo sinteza v muzykal'nom iskusstve [Modern Aspects of Artistic Synthesis in the Art of Music]. Rostov-on-Don, 2009, pp.164–176.
8. Karamanova M. “Stiks” G. Kancheli kak polizhanrovoe sochinenie [“Styx” by Giya Kancheli as a Poly-genre Composition]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Adygei State University Herald], 2012, issue 2 (99), pp. 360–364.
9. Tiba Dz. Metodika intertekstual'nogo analiza i muzyka Al'freda Shnitke [Methodology of Intertextual Analysis and the Music of Alfred Schnittke] Al'fredu Shnitke posvyashchaetsya: iz sobraniy «Shnitke-centra» [Dedicated to Alfred Schnittke: from the Collection of the “Schnittke Centre”]. Moscow State Alfred Schnittke Institute of Music. Moscow, 2003. Issue 3, pp. 181–187.