Изучение и практика применения серийной техники в Китае
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
На рубеже 1970–1980-х годов, после окончания культурной революции, китайские композиторы начали
интенсивно изучать европейскую классику ХХ столетия, в том числе сочинения композиторов Новой венской
школы, а также европейский и американский послевоенный авангард, включая сериализм. Результатом стала
адаптация серийной техники на китайской культурной почве, синтез метода с собственными традициями –
ладовыми, тембровыми, метроритмическими, философско-эстетическими.
Освоение техники проходило в двух взаимообусловленных направлениях – теоретико-методологическом,
связанным с изложением основных принципов шёнберговского композиционного метода, и практическом,
который привёл к возникновению додекафонных произведений китайских композиторов. Первым проявил
интерес к западным классикам ХХ века Ло Чжунжун. Благодаря его переводам в Китае стали известны
теоретические труды А. Шёнберга и П. Хиндемита, начали распространяться идеи американских апологетов
сериализма – Дж. Перла и А. Форта. Крупным исследователем серийной техники в Китае является музыковед
Чжэн Инле. С конца 1970-х годов он разработал авторские курсы по двенадцатитоновой музыке для студентов
и аспирантов, а в 1989 году опубликовал собственные учебные материалы в виде монографии «Курс сочинения
серийной музыки».
Особый интерес для китайских музыкантов представила фигура А. Шёнберга. Анализ избранных опусов
австрийского мастера, выполненный китайскими учёными, в настоящее время прочно вошёл в учебные
материалы для студентов высших музыкальных учебных заведений Китайской народной республики. Бόльшая
часть статей о Шёнберге в Китае посвящена его педагогической, теоретической и дирижёрской деятельности.
В китайском научном пространстве рассмотрены все ключевые произведения Шёнберга, относящиеся
к разным периодам творчества. В последние годы появились статьи, в которых освещается история изучения
наследия Шёнберга в Китае.
Ключевые слова: китайская серийная техника, Арнольд Шёнберг, Чжэн Инле, Ло Чжунжун, китайское
музыковедение.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dethorne Jeffrey. Colorful Plasticity and Equalized Transparency: Schoenberg’s Orchestrations of Bach and Brahms Music. Theory Spectrum. Spring 2014. Vol. 36, No. 1, pp. 121–145.
3. Diao Ying. Frederick Lau. Music in China: Experiencing Music, Expressing Culture. Asian Music. Winter/ Spring 2014. Vol. 45, No. 1, pp. 142–144.
4. Kawabata M. Playing the “Unplayable”: Schoenberg, Heifetz, and the Violin Concerto, Op. 36. The Journal of Musicological Research. 2015. Vol. 34, Issue 1, pp. 31–50.
5. Koo Sunhee. Instrumentalizing Tradition? Three Kayagŭm Musicians in the People's Republic of China and the Construction of Diasporic Korean Music. Asian Music. 2015. Vol. 46, No. 1, pp. 78–109.
6. Rees Helen. Environmental Crisis, Culture Loss, and a New Musical Aesthetic: China’s “Original Ecology Folksongs” in Theory and Practice. Ethnomusicology. Winter 2016. Vol. 60, No. 1, pp. 53–88.
7. Szczepanski Beth. Lives in Chinese Music. Asian Music. Winter/Spring 2016. Vol. 47, No. 1, pp. 136–139.
8. Wißmann Friederike. Konstantin Voigt “Vers und Atonalität: Verfahren der Textvertonung in den drei atonale Liedern Arnold Schönbergs und Anton Webern”. Die Musikforschung. 2016. Vol. 69, No. 1. S. 80–82.
9. Wang Lijun. Dui guo nei xun bo ge ji qi yin yue yan jiu zhuang kuang de shu ping. [J]. Nan jing yi shu xue yuan xue bao (Yin yue yu biao yan ban). 2005 (01): 71–74 ye. (In Chinese) [Wang Lijun. Commentaries to the Process of the Study of Schoenberg’s Music in China. Bulletin of Nanjing Academy of Arts. 2005. Vol. 1, pp. 71–74].
10. Xu Yuan. Xun bo ge yu shi er yin zuo qu fa. [J]. Ren min yin yue. 1981 (09): 42–45 ye. (In Chinese) [Xu Yuan. Schoenberg and the Twelve-Tone Method of Composition. People’s Music. 1981. Vol. 9, pp. 42–45].
11. He Siyuan, He Sixian. Xin shi qi zhong guo gang qin yin yue zuo pin chuang zuo tan xi. [J]. Yi shu ke ji. 2017, 30 (10): 55 ye. (In Chinese) [He Siyuan, He Sixian. Study of Chinese Compositions for the Piano from the New Period of Development of China. Art, Science and Technology. Hangzhou: Zhejiang Academy of Stage Design, 2017. No. 30 (10), p. 55].
12. Zheng Yinglie bian zhu. Xu lie yin yue xie zuo jiao cheng (Xiu ding ban). [M]. Shanghai: Shang hai yin yue chu ban she. 2007: gong 334 ye. (In Chinese) [Zheng Yinglie. Serial Music Composition Course. Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 2007. 334 p.].
13. Zheng Yinglie. Luo Zhongrong shu xin ji. Qian Renping zhu bian. Zhong guo xin yin yue nian jian 2012. [M]. Shanghai: Shang hai yin yue xue yuan chu ban she. 2015: 441–514 ye. (In Chinese) [Zheng Yinglie. Letters from Luo Zhongrong. New Music in China. Ed. by Qian Renping. Shanghai: Shanghai Conservatory of Music Publishing House, 2012, pp. 441–514].