Между произведением и импровизацией: о форме существования музыки на пересечении культурных традиций
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В центре внимания статьи – форма существования музыки, бытующая в музыкальной практике с эпохи
Средневековья и до настоящего момента. Она не имеет собственного термина и, как правило, типологически её
относят к «импровизации». По мнению автора статьи, эта форма существования музыки имеет самостоятельное
значение и занимает промежуточное положение между «произведением» и «импровизацией». Непременным
её условием оказывается наличие «базового нотного текста», являющегося основой для импровизации. В его
функции может выступать и одноголосный cantus firmus (как в практике «пения над книгой»), и многоголосное
авторское сочинение (как в практике интабуляций). К конкретным проявлениям этой формы относятся
некоторые жанры Средневековья – например, контрапунктирование на cantus firmus, интаволяции и «пение
над книгой» эпохи Возрождения, импровизирование в заданном жанре (фуги, ричеркара и др.), практика
игры по цифрованному басу и бестактовые прелюдии эпохи барокко, импровизируемая каденция в сольном
концерте классико-романтического периода.
Ключевые слова: музыкальное произведение, импровизация, promptum, культура музыкальной
деятельности, форма существования музыки, музыкальная онтология.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gordeeva E. V. The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Clavier Musical Text. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. № 3 (24), pp. 72–79. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.
3. Katunyan M. I. Basso continuo – put' k novoy muzyke [Basso Continuo is the Path towards New Music]. Problemy teorii zapadnoevropeyskoy muzyki (XII–XVII vv.): sb. tr. GMPI im. Gnesinykh [Issues of the Theory of Western European Music (from the 12th to the 17th Centuries): Proceedings of the Gnesins’ State Musical Pedagogical Institute]. Issue 65. Moscow, 1983, pp. 96–113.
4. Lange V. K. Semantika urteksta i voprosy ispolneniya starinnoy klavirnoy muzyki [The Semantics of Urtext and Execution of Ancient Clavier Music]. Semantika starinnogo urteksta: sb. st. [Semantics of the Ancient Urtext: A Compilation of Articles]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2002, pp. 3–16.
5. Martynov V. I. Zona opus posth, ili Rozhdenie novoy real'nosti [The Zone of Opus Posth, or, The Birth of a New Reality]. Moscow: Klassika-XXI, 2005. 288 p.
6. Nazaykinskiy E. V. Logika muzykal'noy kompozitsii [The Logic of Musical Composition]. Moscow: Muzyka, 1982. 319 p.
7. Pereverzeva M. V. K voprosu klassifikatsii muzykal'noy improvizatsii: sochinitel'skie igry i ispolnitel'skie sorevnovaniya [Concerning the Question of Classification of Musical Improvisation: Compositional Games and Performing Competitions]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2013. No. 4, pp. 145–152.
8. Saponov M. A. Iskusstvo improvizatsii [The Art of Improvisation]. Moscow: Muzyka, 1982. 78 p.
9. Khodorkovskaya E. S. Kontsept muzykal'nogo proizvedeniya v teorii i praktike «istoricheski informirovannogo ispolnitel'stva» [The Concept of a Musical Composition in the Theory and Practice of “Historically Informed Performance”]. Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Relevant Problems of Higher Musical Education]. 2015. No. 3 (37), pp. 53–58.
10. Cherednichenko T. V. Muzykal'nyy zapas. 70-e. Problemy. Portrety. Sluchai [Musical Supply. The 1970's. Issues. Portraits. Incidents]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2002. 592 p.
11. Eggebrecht Н. Н. Opusmusik. Schweizerische Musikzeitung. 1975. Nu. 1. S. 2–11.
12. Ferand E. Die Improvisation in der Musik. Eine Entwicklungsgeschichtliche und Psychologische Untersuchung. Zürich: Rhein-verlag, 1938. 464 S.
13. Goldoni D. Composizione e improvvisazione: dove sta la differenza? URL: http://www.fupress.net/index.php/ aisthesis/article/view/14099/13093 (06.12.2017).
14. Nettl В. Thoughts on Improvisation: a Comparative Approach. Тhe Musical Quarterly. 1974. Vol. 60, No. 1, pp. 1–19.
15. Riemann Musiklexikon. 2th Edition. Ed. by von W. Gurlitt und H. H. Eggebrecht. Mainz, 1959–1972. Bd. 3. 1967. S. 390–392. URL: http://web.archive.org/web/20120415154552/http://www.archive.org:80/stream/ RiemannMusiklexikon12teaB31967/RiemannMusiklexikon12t1aB31967_djvu.txt (20.11.2017).
16. Shaymukhametova L. N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3 (24), pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.
17. Shaymukhametova L. N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1 (26), pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.