Феномен произведения в условиях минимализма

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Анна С. Мешкова

Аннотация

Многие традиционные категории европейской профессиональной композиторской музыки были существенно преобразованы во второй половине ХХ века в результате последовательных экспериментаторских исканий композиторов авангарда. Одна из них – музыкальное произведение. В статье рассматриваются особенности функционирования произведения в условиях минимализма. Они описываются в соответствии с признаками, характеризующими данную форму существования музыки: наличие индивидуального авторского замысла, завершённость и выстроенность в пространстве и времени в виде композиции, запись в нотном тексте с необходимой и достаточной полнотой, сохранение идентичности при дальнейших воспроизведениях, дифференцированный тип коммуникативной ситуации. Минималистские опусы по-прежнему фиксируются в нотном тексте, которому неукоснительно должен следовать исполнитель, исключают импровизацию и функционируют в рамках «артифициальных» способов коммуникации. Однако при этом отсутствует композиционная организация музыки, а нотный текст редуцируется до «указательного знака». Решающее значение в преобразовании категории «произведение» здесь имеют эстетика и техника композиции. Реализуемые через репетитивизм принципы недействия и пребывания, безымпульсного движения во времени, не имеющем прошлого и будущего, видоизменили эту доминирующую на протяжении нескольких веков форму существования сочинения. По некоторым параметрам (неполное соответствие нотного текста «музыкально-звуковому предмету» сочинения, высокая степень исполнительской инициативы в организации музыкального процесса) минималистский опус обнаруживает сходство с формами существования старинной музыки.


Ключевые слова: минимализм, музыкальное произведение, авангард, техника композиции, форма существования музыки, признаки произведения.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Мешкова, А. С. (2023). Феномен произведения в условиях минимализма. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 52(3), 26–35. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1461
Раздел
Музыка XX–XXI веков
Биография автора

Анна С. Мешкова, Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, г. Екатеринбург, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки