Два сонета Шекспира в зеркале симфонической аллегории. Пятая симфония А. Л. Локшина

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Semyon A. Loshakov

Аннотация

Статья посвящена творчеству отечественного композитора ХХ столетия Александра Лазаревича Локшина
(1920–1987). В центре внимания – его Пятая симфония «Сонеты Шекспира» для струнного оркестра и баритона
(1969). Симфония А. Л. Локшина, продолжающая шекспировскую тему в отечественной музыке минувших
столетий, может быть поставлена в один ряд с выдающимися сочинениями композиторов-шестидесятников.
Уникальный образец «двуязычного» (английского и русского) воплощения всемирно известных сонетов
Шекспира, это сочинение – пример ещё и постмодернистского двойного кодирования, где за первичным
слоем поэзии английского классика прочитывается симфоническая аллегория композитора Локшина. Автор
попытался избежать сведéния всеобъемлющего смысла философской лирики до субъективных категорий.
Подчеркнув в аллегории конкретный план, он вывел инструментальный образ друга, которому адресовано
сочинение, и обособив в струнной группе оркестра партию альта, предписал ему важную роль в драматургии
симфонии. В контексте интенсивных поисков нового облика отечественной симфонии-драмы партитура
Локшина представляет уникальный образец трактовки крупной концептуальной формы.

Ключевые слова: А. Локшин, В. Шекспир, Б. Пастернак, сонет, камерная симфония, Р. Баршай, альт,
«Гамлет».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Loshakov, S. A. (2018). Два сонета Шекспира в зеркале симфонической аллегории. Пятая симфония А. Л. Локшина. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 13–20. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.013-020
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Semyon A. Loshakov, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Лошаков Семён Александрович, аспирант кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Allegoriya [Allegory]. Bol'shoy slovar' inostrannykh slov [Large Dictionary of Foreign Words]. Comp. by A. Yu. Moskvin. Moscow, 2005, p. 38.
2. A. L. Lokshin – kompozitor i pedagog: sb. st. [Alexander Lokshin – Composer and Teacher: Compilation of Articles]. Edited by A. A. Lokshina. Moscow: Kompozitor, 2005. 144 p.
3. Anikst A. A. Poemy, sonety i stikhotvoreniya Shekspira [Shakespeare's Long and Short Poems and Sonnets]. Shekspir U. Polnoye sobraniye sochineniy. V 8 t. T. 8 [Shakespeare W. Complete Works. In 8 Volumes, Volume 8]. Moscow, 1960, pp. 559–569.
4. Aranovskiy M. G. Simfonicheskiye iskaniya [Symphonic Searches]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1979. 287 p.
5. Dvoskina E. M. Otechestvennyy simfonizm posle Shostakovicha i novyy oblik simfonii-dramy [The Russian Symphonic Tradition after Shostakovich and a New Guise of the Symphony-Drama]. Istoriya otechestvennoy muzyki vtoroy poloviny XX veka [The History of Russian Music of the Second Half of the 20th Century]. St. Petersburg, 2010, pp. 234–252.
6. Demchenko A. I. Concerning the Issue of Interaction between Personality and the Environment in Shostakovich’s Late Instrumental Concertos. Problemy muzyikal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 4, pp. 48–57. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.048-057.
7. Rudnev V. P. Slovar' kul'tury XX veka [Dictionary of Culture of the 20th Century]. Moscow: Agraf, 1999. 384 p.
8. Tarakanov M. E. Simfoniya i instrumental'nyy kontsert v russkoy sovetskoy muzyke [The Symphony and the Instrumental Concerto in Russian Soviet Music]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1988. 271 p.
9. Kholopova V. N. Formy muzykal'nykh proizvedeniy [Forms of Musical Compositions]. St. Petersburg; Moscow; Krasnodar: Lan, 2006. 496 p.
10. Ein unbekanntes Genie: der Symphoniker Alexander Lokschin: Monographien – Zeugnisse – Dokumente – Würdigungen. Beitr. und Texten u. a. von Rudolf Barschai; Hrsg. von Marina Lobanova. Berlin: Kuhn, 2002. (Studia Slavica Musicologica, Bd. 26).
11. Finscher L. Symphonie. MGG Prisma. Verlage Bärenreiter (Kassel) und J. B. Metzler (Stuttgart), 2001. 364 р.
12. The Cambridge Companion to the Symphony. Horton, Julian. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 2013, pp. 118–134.