Тексты о музыке для детей и юношества: С. Прокофьев в российских учебниках по музыкальной литературе 1970–1990-х годов
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Учебники по музыкальной литературе в СССР как обязательная часть образовательного процесса
детских музыкальных школ и училищ появились в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Изначально
они были связаны с идеологически-воспитательными функциями, что характерно для советского
школьного образования, особенно в гуманитарной сфере. Учебники по литературе, вероятно, стали
образцом методического подхода для учебников по музыкальной литературе. Это наиболее явственно
проявилось в блоке о советских композиторах: в стилистике текста, демонстрации произведений, подаче
биографического материала, акцентировании важных в идеологическом плане ракурсов в советском каноне
творца – современника и соотечественника.
Будучи безальтернативным и выходя огромными тиражами, учебник «Советская музыкальная
литература» И. А. Прохоровой и Г. С. Скудиной (под редакцией Т. В. Поповой) создавал для начинающих
музыкантов образ «советского композитора» Сергея Прокофьева. Учебник (под редакцией М. С. Пекелиса,
позднее М. Э. Риттих) закреплял и фиксировал у молодых профессионалов идеологически корректный
канон композитора с устойчивым репертуарным списком и определённым ракурсом для восприятия
и исполнения его музыки.
Изменение идеологии в России повлияло и на «слово о музыке», но трансформации образа композитора
в обновлённом школьном учебнике тех же авторов (активно тиражируемом до начала 2000-х) практически не
произошло, как и в новом издании для музыкальных училищ (редактор-составитель Е. Е. Дурандина). При
увеличении количества анализируемых сочинений вербальный образ Прокофьева остался в рамках советского
музыкального канона, где декларировалась связь с композиторами «Могучей кучки» и преемственность
с представителями венской классической школы.
Ключевые слова: Сергей Прокофьев, учебники, музыкальная литература, детские музыкальные школы,
музыкальные училища.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vecher pamyati R. K. Shirinyan [The Memorial Evening for R. K. Shirinyan]. URL: http://www.gnesin-academy.ru/ node/5934 (12.08.2017).
3. Isaev E. M. Publichnaya istoriya v Rossii: nauchnyy i uchebnyy kontekst formirovaniya novogo mezhdistsiplinarnogo polya [Public History in Russia: the Academic and Educational Context of the Formation of a New Interdisciplinary Field]. Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya [Bulletin of the Perm University. “History” Series]. 2016. Issue. 2 (33), pp. 7–13.
4. Kosareva K. Delo zhizni [The Case of Life]. Tribuna molodogo zhurnalista [Tribune of the Young Journalist]. 2011. No. 8 (115), URL: http://tribuna.mosconsv.ru/?p=3121 (12.08. 2017).
5. Kupets L. Zhorzh Bize v otechestvennoy muzykal’noy istoriografii 1930-kh – 1980-kh gg. [Georges Bizet in Russian Musical Historiography from the 1930s to the 1980s]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2009. No. 1 (4), pp. 156–160.
6. Kupets L. N. A. Rimskiy-Korsakov kak kul’turnyy geroy (po materialam rossiyskikh uchebnikov vtoroy poloviny XX – nachala XXI veka) [N. A. Rimsky-Korsakov as a Cultural Hero (on Materials of the Russian Textbooks of the Second Half of the 20th Century and the Beginning of the 21st Century)]. Triumf russkoy muzyki. Rimskiy- Korsakov – okno v mir: sb. st. [Triumph of Russian Music. Rimsky-Korsakov – a Window to the World: a Collection of Articles]. St. Petersburg, 2016, pp. 287–296.
7. Otechestvennaya muzykal’naya literatura: 1917–1985: uchebnik dlya muz. uchilishch [Russian Musical Literature: 1917–1985: Textbook for Musical Colleges]. Ed. by E. E. Durandina. Issue 1. Moscow: Muzyka, 1996. 376 p.
8. Pavlovets M. Shkol’nyy kanon kak pole bitvy. Chast’ pervaya: istoricheskaya rekonstruktsiya [The School Canon as a Battlefield. Part 1: Historical Reconstruction]. Neprikosnovennyy zapas. Debaty o politike i kul’ture [Emergency Ration. A Debate about Politics and Culture]. 2016. No. 2 (106). URL: http://www.nlobooks.ru/node/7308 (14.09.2017).
9. Pisarevskaya Irina Averievna [Pisarevskaya Irina Averievna]. URL: http://www.gnesin.ru/otdely/teoria_muzyki/prepodavateli/pisarevskaya (06.09. 2017).
10. Ponomarev E. Chemu uchit uchebnik. Uchebnik po literature v ramkah sovetskoy shkoly [What the Textbook Teaches. A Textbook on Literature within the Frameworks of the Soviet School]. Neva [Neva]. 2010. No. 1, pp. 208–220.
11. Raku M. G. Muzykal’naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [Musical Classics in the Formation of Myths of the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 720 p.
12. Rodnyanskaya M. Kazhdyy chelovek – dragotsenen! [Every Person is Precious!]. Doroga vmeste: khristianskiy zhurnal dlya molodykh i ne tol’ko [The Path Together: a Christian Magazine for Young People and Not Only Them]. 2008. No. 4. URL: http://www.doroga-vmeste.ru/2008/2008_4_Kazhdyj_chelovek_dragocenen.shtml (12.09.2017).
13. Skudina Genrietta Semenovna [Skudina, Henriette Semyonovna]. URL: http://www.biografija.ru/biography/skudina-genrietta-semenovna.htm (12.09.2017).
14. Skudina G. S. Sergey Sergeevich Prokof’ev [Sergey Sergeyevich Prokofiev]. Prokhorova I. A., Skudina G. S. Muzykal’naya literatura sovetskogo perioda: dlya VII kl. DMSh [Musical Literature of the Soviet Period: for the 7th Grade in Children’s Music Schools]. Moscow, 2000, pp. 20–61.
15. Skudina G. S. Sergey Sergeevich Prokof’ev [Sergey Sergeyevich Prokofiev]. Prokhorova I. A., Skudina G. S. Sovetskaya muzykal’naya literatura: dlya VII kl. DMSh [Soviet Musical Literature: for the 7th Grade in Children’s Music Schools]. Edition 7. Moscow, 1984, pp. 20–61.
16. Sovetskaya muzykal’naya literatura: uchebnik dlya muz. uchilishch [Soviet Musical Literature: a Textbook for Musical Colleges]. Issue 1. Edition 4, revised and enlarged. Moscow: Muzyka, 1977. 481 p.
17. Еlliot D. J., Silverman M. Response to Commentaries on Music Matters: A Philosophy of Music Education, second edition. Action, Criticism, and Theory for Music Education. 2015. Vol. 14. No. 3, pp. 106–130.
18. Kupets Lyubov A. The Musical Weltanschauung through the Prism of Russian Textbooks on Music History. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 3, pp. 73–80. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.3.073-080.
19. National Counsil on Public History: What is Public History? URL: http://ncph.org/cms/what-is-public-history/ (15.01.2018).
20. Orlov V. Russia: Music Education. Education in Eastern Europe and Eurasia. Ed. by N. Ivanenko. London, 2014, pp. 103–126.