Научный стиль Генриха Орлова как феномен российской культуры второй половины ХХ века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Lyubov A. Kupets

Аннотация

История российской музыкальной науки второй половины ХХ века немыслима без Генриха Орлова, чьи тексты о музыке всегда признавались профессиональным сообществом в качестве эталона. Орлов в полной мере относится к научной школе Михаила Друскина, в которой чрезвычайно гибко соединялись стремление к оригинальному авторскому взгляду, уважение к традициям своих педагогов с постоянным поиском резонатора изменяющегося исторического времени, а порой и предвосхищая его.
Научный стиль Орлова представляет собой явление динамичное, развивающееся на протяжении более сорока лет. Три его фундаментальные монографии «Симфонии Шостаковича» (1961), «Русский советский симфонизм» (1966) и «Древо музыки» (1992) видятся яркими примерами преломления особенностей исторических эпох в авторском научном стиле, фиксируя три этапа: начало 1960-х годов, вторая половина 1960-х – начало 1970-х и рубеж 1990-х. Среди особенностей стиля первой монографии, написанной во времена «хрущёвской оттепели», следует назвать использование рецензий критиков и самих композиторов в качестве объективации музыкального анализа; содержание симфоний рассматривается сквозь историко-биографический контекст, авторским высказываниям присущи публицистичность и дискуссионность. Во второй книге авторский стиль постепенно академизируется, и появившийся в конце указатель имён наглядно демонстрирует музыкальную картину мира советского интеллигента в начале периода застоя. Третий компендиум Орлова, будучи написан в эмиграции, тем не менее, стал научным бестселлером постсоветского музыкознания. В этой работе сконцентрировались именные черты его научного стиля: концептуальность замысла, проблемность мышления, многоракурсность в анализе объекта, приверженность сравнительному методу и внемузыкальным понятиям и терминам, гипотетико-дедуктивный метод, интерес к темам, имеющим междисциплинарный или полидисциплинарный характер.

Ключевые слова: Генрих Орлов, научный стиль, методология музыкознания, Дмитрий Шостакович, русский советский симфонизм, философия музыки.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kupets, L. A. (2019). Научный стиль Генриха Орлова как феномен российской культуры второй половины ХХ века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 179–191. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.179-191
Раздел
Музыкальная историография
Биография автора

Lyubov A. Kupets, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

Купец Любовь Абрамовна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры
истории музыки

Библиографические ссылки

1. Basyrova S. G. Istoriografiya istorii Rossii [The Historiography of Russian History]. Sterlitamak: Sterlitamak State Pedagogical Academy 2007, 208 p.
2. Gipotetiko-deduktivnyy metod [The Hypothetical-Deductive Method]. Natsional'naya filosofskaya entsiklopediya [National Encyclopedia of Philosophy]. URL: https://terme.ru/termin/gipotetiko-deduktivnyi-metod.html (27.08.2019).
3. Druskin M. S. Igor' Stravinskiy. Lichnost'. Tvorchestvo. Vzglyady [Igor Stravinsky. Personality, Works and Views]. Leningrad; Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1974, 221 p.
4. Kazantseva L. P. Avtor v muzykal'nom soderzhanii [The Author of the Musical Content]. Moscow; Astrakhan: Volga, 1998, 247 p.
5. Kovnatskaya L. G. Genrikh Aleksandrovich Orlov [Genrich Aleksandrovich Orlov]. MUSICUS (Muzykal'nyy). Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy konservatorii im. N. A. Rimskogo-Korsakova [MUSICUS (Musical). Bulletin of the St. Petersburg Rimsky- Korsakov State Conservatory]. 2007. No. 9 (October, November, December), pp. 68–71.
6. Kupets L. A. Teksty o muzyke dlya detey i yunoshestva: S. Prokof'ev v rossiyskikh uchebnikakh po muzykal'noy literature 1970–1990-kh gg. [Texts about Music for Children and Young Musicians: Sergei Prokofiev in the Russian Textbooks on Musical Literature from the 1970s to the 1990s]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 137–144. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.166-173.
7. Naumenko T. I. Muzykovedenie: stil' nauchnogo proizvedeniya (opyt postanovki problemy) [Musicology: The Style of a Scholarly Work (An Attempt of the Problem Statement)]. Moscow: Gnesins’ Russian Academy of Music, 2005. 210 p.
8. Orlov G. A. «Voennyy rekviem» Brittena [Britten’s War Requiem]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Music Theory and Aesthetics]. Leningrad: Muzyka, 1967. Issue 5, pp. 65–99.
9. Orlov G. A. Drevo muzyki [The Tree of Music]. Washington; St. Petersburg: N. A. Frager & So: Sovetskiy kompozitor, 1992. 408 p.
10. Orlov G. A. N. A. Rimskiy-Korsakov na poroge XX veka. Puti iskaniy [Rimsky-Korsakov on the Threshold of the 20th Century. Paths of Search]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Music Theory and Aesthetics]. Leningrad: Muzyka, 1975. Issue 14, pp. 3–30.
11. Orlov G. A. Russkiy sovetskiy simfonizm: puti, problemy, dostizheniya [The Russian Soviet Symphonic Tradition: Paths, Issues, Achievements]. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1966. 332 p.
12. Orlov G. A. Simfonii Shostakovicha [Shostakovich’s Symphonies]. Leningrad: Muzgiz, 1961. 324 p.
13. Severnoe siyanie = Aurora Borealis: Al'manakh molodykh uchenykh [The Northern Lights = Aurora Borealis. Almanac of Young Scholars]. Petrozavodsk: Periodika, 2001. Issue 3. 120 p.
14. Sidorova L. A. Ottepel' v istoricheskoy nauke. Sovetskaya istoriografiya pervogo poslestalinskogo desyatiletiya [A Thaw in Historical Scholarship. Soviet Historiography of the First Post-Stalin Decade]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli [Monuments of Historical Thought], 1997. 288 p.
15. Sovetskaya istoriografiya [Soviet Historiography]. Ed. by Yu. N. Afanasiev. Moscow: Russian State Humanitarian University, 1996. 590 p. (Rossiya – XX vek [Russia – 20th Century]).
16. Rabinovich D. A. Dmitry Shostakovich – Composer. Moscow: Foreign Language Publishing, 1959, 165 p.