Песни в честь бога грома и молнии в адыгском обряде «Щыблэ удж»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
«Щыблэ удж» (песня-танец в честь Шибле) – культово-обрядовое действо адыгов, которое посвящено
богу грома и молнии Шибле, распоряжающемуся жизнью и смертью людей. Обряд совершался независимо
от пола, возраста и социального положения участников. Обращение к божественной силе, наделённой
могуществом, происходило через песни-моления, танец и сопровождалось жертвоприношениями. Шибле
– неперсонифицировано-зримое божество и не имеет завершённого визуально-определённого образа или
символа. Олицетворяя таинственную силу стихии природы, оно получило лишь словесное описание в песнях-
молениях, ему предназначенных. В песнях возникает и мифологический образ двойника Шибле – Ела (имя
Ильи-пророка).
В статье рассматриваются песни, исполняемые в обряде адыгов «Щыблэ удж» – «Елэ», «Уо Елэ, уо Елэ,
Елэри-цоппай!», «Елэ, Ёлэ…», которые являются прямым обращением к божеству и выполняют функцию
ритуального очищения. Определяются стабильные признаки их исполнения, драматургия обряда, состав
участников и т. д. Изучены маркированные функции песен, адресованных богу Шибле, а также трансформация
и бифункциональное значение песен в обряде вызова дождя «Хьэнцэгуащэ».
Ключевые слова: музыкальный фольклор адыгов, Шибле, Ела, Елари-цоппай, Ханцегуаша, адыгские
обряды, адыгский обряд вызова дождя.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ashkhotov B. G. Adygskoe narodnoe mnogogolosie [Adyghe Folk Polyphony]. Nalchik: Izdatel’stvo M. i V. Kotlyarovykh. 2009. 372 p.
3. Vasil’kov V. V. Ocherk byta temirgoevtsev [Essay on the Everyday Life of the Temirgoites]. Sbornik materialov dlya opisaniya mestnostey i plemen Kavkaza [Collection of Materials for Description of the Localities and Tribes of the Caucasus]. Issue 29, part 1. Tiflis, 1901, pр. 71–122.
4. Gennep A. van. Obryady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obryadov [Rites of Transition. Systematic Study of Rites]. Moscow: Vostochnaya literatura RAN, 1999. 198 p.
5. Gulia D. I. Bozhestvo okhoty i okhotnichiy yazyk u abkhazov. (K etnografii Abkhazii) [The Deity of Hunting and the Hunting Language of the Abkhaz People. (To Ethnography of Abkhazia)]. Edition of the People’s Commissariat of Education of the SSR of Abkhazia. Sukhum, 1926. 20 p.
6. Gucheva A. V., Gulieva (Zanukoeva) F. Kh. Adygskiy i karachaevo-balkarskiy nartskiy epos: traditsionnaya odezhda i obuv’ (s drevneyshikh vremen do srednevekov’ya) [Adyghe and Karachay-Balkarian Nart Epic: Traditional Clothing and Footwear (from Ancient Times to the Middle Ages)]. Istoriya nauki i tekhniki [History of Science and Technology]. 2016. No. 10, pр. 69–79.
7. Gucheva A. V., Gulieva (Zanukoeva) F. Kh. Struktura i muzyka cherkesskogo (adygskogo) pokhoronnogo obryada «Psykheg’e» («Plach nad vodoy») [The Structure and the Music of the Circassian (Adyghe) Funeral Rite “Psyheg’e” (“Lamentation under Water”)]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1 (26), pp. 20–26. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.020-026.
8. Gucheva A. V., Gucheva F. V., Marchenko O. A., Zhappueva L. Kh., Midova M. K., Sherieva M. M. Obryad i ritual’naya pesnya-plyaska v chest’ boga groma i grozy – «Shchyblye udzh» v kontekste mifologicheskikh predstavleniy pokhoronnykh obryadov cherkesov (adygov) [Rite and Ritual Song-Dance in Honor of the God of Thunder and Thunderstorms – “Shybly Udzh” in the Context of Mythological Representations of Funeral Rites of the Circassians (Adyghe)]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2016. No. 7, pр. 61–68.
9. Gucheva A. V., Gucheva F. V., Efendiev F. S., Marchenko O. A., Zhappueva L. Kh., Midova M. K. Istoriko-kul’turnaya rekonstruktsiya obryadovoy kul’tury cherkesov (adygov). Sakral’naya sostavlyayushchaya i etnicheskie komponenty v zvuchanii obryada (po pis’mennym, fol’klornym i etnograficheskim materialam) [Historical and Cultural Reconstruction of the Ritual Culture of the Circassians (Adyghe). The Sacral Constituent and Ethnical Components in the Soundings of Rites (Based on Written, Folklore and Ethnographic Materials)]. Vseobshchaya istoriya [General History]. 2016. No. 1, pр. 32–54.
10. Gucheva A. V., Dzuganov T. A., Bukhurov M. F., Gucheva F. V. «Udzh» v traditsionnoy muzykal’noy i tantseval’noy kul’ture v kontekste mifologicheskikh predstavleniy adygov [“Udzh” in the Traditional Musical and Dance Culture in the Context of the Mythological Ideas of the Adyghes]. Muzykovedenie [Musicology]. 2015. No. 11, pр. 45–51.
11. Dubrovin N. Istoriya voyny i vladychestva russkikh na Kavkaze. Kavkaz [The History of War and Domination of the Russians in the Caucasus. Caucasus]. Vol. 1, book 1. St. Petersburg, 1871. 656 p.
12. Zvanba S. T. Abkhazskie etnograficheskie etyudy [Abkhaz Ethnographic Studies]. Sukhum: Izd-vo G. A. Dzidzariya, 1982. 90 p.
13. Naloev Z. M. U istokov pesennogo iskusstva [At the Sources of the Art of the Song]. Narodnye pesni i instrumental’nye naigryshi adygov [Folk the Songs and Instrumental Folk Tunes of the Adyghes]. Ed. by E. V. Gippius. Vol. 1. Moscow, 1980, pp. 7–26.
14. Narodnye pesni i instrumental’nye naigryshy adygov [Folk Songs and Instrumental Folk Tunes of the Adyghes]. Ed. by E. V. Gippius. Vol. 1. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 223 p.
15. Nartkher. Adyge lIykh»uzh’ epos. Narty. Adygskiy geroicheskiy epos [Narther. Adyghe Heroic Epos]. Moscow: Nauka, 1974. 415 p.
16. Freydenberg O. M. Poetika syuzheta i zhanra [The Poetics of Plot and Genre]. Preparation of the Text, Scholarly Apparatus, Foreword and Afterword by N. V. Braginskaya. Moscow: Labirint, 1997. 448 p.
17. Khan-Girey S. Cherkesskie predaniya: izbrannye proizvedeniya [Circassian Traditions: Selected Works]. Nalchik: Elbrus, 1989. 286 p.
18. Westermanns illustrierte deutsche Monats-Hefte [Westermann’s Illustrated German Months Notebooks]. Braunschweig: Druck und Verlag von George Westermann, 1868. 24 Band. 676 S.