Структура и музыка черкесского (адыгского) похоронного обряда «Псыхэгъэ» («Плач над водой»)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена специальному черкесскому (адыгскому) обряду «Псыхэгъэ» («Плач над водой»), связан-
ному с поисками души утонувшего. Он является наиболее типичным и репрезентативным для черкесской
(адыгской) инструментальной традиции, где одну из главных функций выполняет старинный музыкальный
инструмент камыль. Инструмент наделили сакральной силой, имеющей божественное происхождение и
прокладывающей границу между человеческим первопредком и божествами. Авторы выделяют в обряде
триаду: субъект (инструментальный наигрыш) – реципиент (покровитель, божество) – объект (человек, с
которым произошёл несчастный случай). Взаимодействие указанных компонентов обусловило структуру
обряда как своеобразную систему, рассматриваемую в статье. Выделили три её уровня: А – камыляпша, ис-
полняющий ритуальный наигрыш-обращение, В – покровитель обряда богиня вод Псыхо-Гуаша и бог души
Псатха, С – утонувший человек, ради которого обращаются к покровительнице.
Ритуальный наигрыш «Псыхэгъэ» имеет ряд архаических особенностей, связанных композиционной
структурой и манерой исполнения. Он основан на подвижных интонационных стереотипах с опорой на
сакральную и образную монопрограммность. Не менее важную роль играет моноформульный тип инструмен-
тального вариационного развития.
Попытка реконструкции структуры обряда «Псыхэгъэ» предпринята впервые. При его анализе прослежи-
вается взаимодействие мифа, музыки и слова.
Ключевые слова: музыкальный фольклор черкесов (адыгов), «Псыхэгъэ», обряд поиска души утонувшего,
«Плач над водой», камыль.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bess Zh. Sh. Puteshestvie v Krym, na Kavkaz, v Gruziyu i Armeniyu, Maluyu Aziyu i v Konstantinopol’ v 1829 i 1830 gg. [Journey to Crimea, the Caucasus, Georgia and Armenia, Asia Minor and Constantinople in 1829 and 1830]. ABKIE. pp. 329–352.
3. Gucheva A. V., Gucheva F. V., Efendiev F. S., Marchenko O. A., Zhappueva L. H., Midova M. K. Istoriko-kul’turnaya rekonstruktsiya obryadovoy kul’tury cherkesov (adygov). Sakral’naya sostavlyayushchaya i etnicheskie komponenty v zvuchanii obryada (po pis’mennym, fol’klornym i etnograficheskim istochnikam) [Historical and Cultural Reconstruction of the Ritual Culture of the Circassians (Adygs). The Sacred Component and Ethnic Components in Sounds of Rituals (in Writing, Folklore and Ethnographic Sources)]. Vseobshchaya istoriya [General History]. 2016, No. 3, pp. 32–54.
4. Inal-Ipa Sh. D. Voprosy etnokul’turnoy istorii abkhazov [Questions of the Ethno-Cultural History of the Abkhazians]. 2nd Edition, Revised and Enlarged. Volume 3. Sukhum: Dom pechati, 2011. 688 p.
5. Interiano Dzh. Byt i strana zikhov, imenuemykh cherkesami. Dostoprimechatel’noe povestvovanie [The Life and the Country of the Zikhs, known as Circassians. Noteworthy Narrative]. ABKIE, pp. 43–52.
6. Kuchmezova M. Ch. Sotsionormativnaya kul’tura balkartsev: traditsii i sovremennost’ [The Social Normative Culture of the Balkars: Tradition and Modernity]. Nalchik: El-Fa, 2003. 213 p.
7. Lavrov L. I. Doislamskie verovaniya adygeytsev i kabardintsev [The Pre-Islamic Beliefs of the Adygeians and Kabardinians]. Izbrannye trudy po kul’ture adygov, karachaevtsev, balkartsev [Selected Works on the Culture of the Circassians. Karachai and Balkars]. Nalchik, 2009. рp. 197–236.
8. Malkonduev Kh. Kh. Balkaro-karachaevskaya mifologiya. Antologiya narodnoy muzyki balkartsev i karachaevsev [Balkarian and Karachaian Mythology. Anthology of Balkarian and Karachaian Folk Music]. Mifologicheskie i obryadovye pesni i naigryshi [Mythological and Ritual Songs and Instrumental Tunes]. Volume 1. Nalchik, 2015, pp. 15–23.
9. Machavariani D., Bartolomey I. Nechto o Samurzakani [Some Information on Samurzakan]. Zapiski Kavkazskogo otdela Russkogo geograficheskogo obshchestva [Notes of the Caucasian Department of the Russian Geographical Society]. Issue 6. Tiflis, 1864, pp. 74–83.
10. Monpere F. D. Puteshestvie po Kavkazu, k Cherkesam i Abkhaztsam, v Kolkhidiyu, Gruziyu, Armeniyu i v Krym [Journey to the Caucasus, to the Circassians, the Abkhazians, to Colchis, Georgia, Armenia, and Crimea]. ABKIE, pp. 435–457.
11. Putilov B. N. Mif – obryad – pesnya Novoy Gvinei [Myth – Ritual – Song of New Guinea]. Moscow: Nauka, 1980. 384 p.
12. Thebou de Marigny, j. V. Puteshestviya v Cherkesiyu [Travels to Circassia]. ABKIE, pp. 291–321.
13. Khashba I. M. Abkhazskie narodnye muzykal’nye instrumenty [Abkhaz Folk Musical Instruments]. Sukhumi, 1967. 240 s.
14. Chursin G. F. Materialy po etnografii Abkhazii [Materials on the Ethnography of Abkhazia]. Suhumi: Abkhazian State Publishing, 1957. 263 p.
15. Shortanov A. T. Drevneadygskiy pesennyy fol’klor i mifologiya [Ancient Adyg Folksongs and Mythology]. Narodnye pesni i instrumental’nye naigryshi adygov [Folk Songs and Instrumental Melodies of the Circassians]. Edited by E.V. Gippius. In 3 Volumes. Volume 1. Moscow: Sovetsky kompozitor, 1980, pp. 27–32.