Об истоках и современном состоянии музыкальной когнитивистики
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
музыкальной когнитивистики. Отмечается, что посредством
разворота музыкознания в сторону когнитивной научной па-
радигмы изучение форм музыкального бытия осуществляет-
ся на основе обработки информационных потоков, идущих
от физического мира, биологической материи, социума и
культуры.
Когнитивное исследовательское направление в музы-
кальной науке находится на стадии активного становления,
но уже сейчас выводит теорию музыки на новый научный
уровень, затрагивающий весь окружающий мир.
Музыкальная когнитивистика позволяет расставить но-
вые акценты, указывающие на перспективы в понимании
смысловой структуры интерпретации в её многообразных
связях с познающим субъектом, его интеллектом, опытом,
уровнем ментальной активности. С таких позиций музыкаль-
ную когнитивистику можно рассматривать не только как ба-
зис современной науки, но и как средство целостного знания
о музыкальном искусстве в системе мироустройства.
Ключевые слова: когнитивная теория, когнитивное му-
зыкознание, музыкальная когниция, интерпретация
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovskiy M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Muzyka Press, 1998. 344 p.
3. Baykieva R. M. O semioticheskikh aspektakh muzykal’noy interpretatsii [About the Semiotic Aspects of Musical Interpretation]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2009, No. 1 (4), pp. 29–39.
4. Bayazitova D. I. O semanticheskoy svyazi zagolovka i smyslovykh struktur muzykal’nogo teksta (na primerakh p’es detskogo fortepiannogo repertuara) [About the Semantic Connection of the Title and the Meaning-Bearing Structures of the Musical Text (on the Example of Piano Pieces for Children)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2008, No. 1 (2), pp. 210–213.
5. Bibler V. S. Ot naukoucheniya – k logike kul’tury. Dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat’ pervyy vek [From the Teaching of Scholarship – to the Logic of Culture. Two Philosophical Introductions to the Twenty-First Century]. Moscow: IPL, 1991. 413 p.
6. Vartanov S.Ya. Kontseptsiya interpretatsii sochineniya v sisteme fortepiannoy kul’tury: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Concept of Interpretation of the Works in the System of Piano Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Saratov, 2013. 356 p.
7. Lotman Yu. M. Struktura khudozhestvennogo teksta [The Structure of the Literary Text]. Moscow: Iskusstvo, 1970, pp. 17–49.
8. Medushevskiy V. V. Dvoystvennost’ muzykal’noy formy i vospriyatie muzyki [The Duality of Musical Form and Perception of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1980, pp. 178–194.
9. Rags Yu. N. Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal’nogo obrazovaniya [Acoustic Knowledge in the System of Music Education]. Ryazan: Litera M, 2010. 336 p.
10. Sukhantseva V. K. Muzyka kak mir cheloveka. Ot idei vselennoy – k filosofii muzyki [Music as the World of the Human Being. From the Idea of the Universe – to the Philosophy of Music]. Kiev: Fakt, 2000. 176 p.
11. Tyupa V. I. Ontologiya kommunikatsii [The Ontology of Communication]. Diskurs. 1998, No. 5/6, pp. 5–20.
12. Fuko M. Poryadok diskursa [Foucault, M. The Order of Discourse]. Volya k istine [The Will to the Truth]. Translation from the French. Moscow, 1996, pp. 10–99.
13. Kholopova V. N. Muzykal’nye emotsii [Musical Emotions]. Moscow: Multiprint, 2010. 175 p.
14. Khokhlova A. L. Kognitivnaya model’ teorii interpretatsii v muzykal’nom iskusstve. Na materiale kamerno-instrumental’nykh sochineniy venskikh klassikov: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Cognitive Model of the Theory of Interpretation in Music. On the Material of Chamber and Instrumental Works of the Viennese Classics: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Saratov, 2013. 357 p.
15. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’nogo teksta (o razrabotkakh problemnoy nauchno-issledovatel’skoy Laboratorii muzykal’noy semantiki) [The Semantic Analysis of the Musical Text (on the Research of the Issue Orientated Research Laboratory of Musical Semantics)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2007, No. 1 (1), pp. 31–43.
16. Shaymukhametova L. N. Teoreticheskie osnovy kontseptsii: adaptatsiya k praktike [Theoretical Foundations of the Concept: Adaptation to Practice]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (9), pp. 227–229.
17. Bregman A. S. Auditory Scene Analysis: The Perceptual Organization of Sound. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1990.
18. Deutsch D. Grouping mechanisms in music. The Psychology. 1982, pp. 299–348.
19. Ingram J. The Notation of Time. Contact Magazine: London, 1985, pp. 12–23.
20. Juslin P., Sloboda J. Music and emotion. Theory and research. Oxford: University Press, New York, 2001. 504 p.
21. Nattiez J. Musicologie generate et semiologie. Paris, 1987, рр. 294–296.
22. Risset J., Wessel D. Exploration of timbre by analysis and synthesis // The Psychology of Music. Edited by D. Deutsch. Academic, New York. Chap. 2. 1982, рр. 26–58.
23. Stefani G. On the Semiotics of Music // Music, Culture and Society. Edited by D. Scott. Oxford Univ. Press, 2000, рр. 50–233.
24. Tomic S., Janata P. Ensemble: A Web-Based System for Psychology Survey and EXperiment Management // Behavior Research Methods. 39 (3), 2007, рр. 635–650.
25. Umemoto T. Developmental approaches to music cognition and behavior // JSTOR: Music perception, 1996, рр. 353–365.