О трактовке понятия «детская музыка» в российском музыкознании
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы терминологии детской музыки. Анализируются и сравниваются
трактовки данного понятия, предложенные в работах учёных ХХ – начала XXI веков. В исторической
перспективе наблюдаются определённые изменения в подходах к осмыслению понятия «детская музыка».
Для авторов второй половины ХХ века важнейшими в атрибутировании музыкальных произведений являются
два критерия: соответствие исполнительским возможностям ребёнка и учёт особенностей его восприятия.
Современное представление о феномене детской музыки охватывает широкий круг явлений: от проявления
обобщённой семантики детскости, некоего ностальгического образа в душе взрослых до включения ребёнка
в общую систему «композитор (музыка, сочинённая детьми) – исполнитель – слушатель». Специфическими
для изучаемой проблематики являются вопросы применения соответствующей терминологии в отдельных
жанровых разновидностях данной области (например, в условиях детского музыкального театра). Здесь чаще
всего наблюдается тенденция заимствования ряда терминов исходного жанрового «прототипа» (что отчётливо
можно проследить на примере музыкально-сценических сочинений). Поле взаимодействий в сфере детской
музыки весьма широко, что, в свою очередь, может стать основой для научных перспектив в этой области.
Ключевые слова: детская музыка, музыка для детей, детская музыка в научных работах российских
музыковедов, терминология детской музыки, музыка для детского исполнения и восприятия, типы детской
музыки, жанры детской музыки.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asaf’ev B. V. Russkaya muzyka o detyakh i dlya detey [Russian Music about Children and for Children]. Asaf’ev B. V. Izbr. trudy. T. 4: Izbrannye raboty o russkoy muzykal’noy kul’ture i zarubezhnoy muzyke [Selected Works. Selected Articles about Russian Musical Culture and Music Outside of Russia]. Moscow, 1955, pp. 97–109.
3. Baykieva R. M. Geroy kak kategoriya muzykal’noy poetiki v p’esakh detskogo fortepiannogo repertuara: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Protagonist as a Category of Musical Poetics in Piano Pieces from the Children’s Repertoire: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2010. 280 p.
4. Baykieva R. M. Smyslovye struktury muzykal’nogo teksta v p’esakh detskogo fortepiannogo repertuara [Semantic Structures of the Musical Text in Piano Pieces of the Children’s Repertoire]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2008. No. 1 (2), pp. 203–209.
5. Bayazitova D. I. Intonatsionnaya leksika v soderzhanii proizvedeniy detskogo fortepiannogo repertuara [Intonational Vocabulary in the Content of the Children’s Piano Repertoire. Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk, 2008. 308 p.
6. Bayazitova D. I. O semanticheskoy svyazi zagolovka i smyslovykh struktur muzykal’nogo teksta (na primerakh p’es detskogo fortepiannogo repertuara) [On the Semantic Link Between the Title and the Semantic Structures within the Musical Text (on the Basis of Pieces from the Children’s Piano Repertoire]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2008. No. 1 (2), pp. 210–213.
7. Izugrafova N. V. Detskaya opera v kontekste sovremennoy muzykal’noy kul’tury [The Children’s Opera in the Context of Contemporary Musical Culture]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mmik/2008_9/tekstu/ Izygrafova.htm (20.03.2017).
8. Kaluzhnikova T. I. Akusticheskiy tekst rebenka (po materialam, zapisannym ot sovremennykh rossiyskikh detey) [The Acoustic Text of the Child (Based on Materials Notated from Contemporary Russian Children)]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Ekaterinburg, 2004. 904 p.
9. Kopchevskiy N. A. Novye tendentsii v detskoy muzyke [New Trends in Children’s Music]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1973. No. 6, pp. 106–112.
10. Korobova A. G. Teoriya zhanrov v muzykal’noy nauke: istoriya i sovremennost’ [The Theory of Genres in Music Science: History and Contemporaneity]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2007. 173 p.
11. Lesovichenko A. M. Detskaya muzyka; printsipy tipologii [Children’s Music; The Principles of Typology]. Teoreticheskie kontseptsii XX veka. Itogi i perspektivy otechestvennoy muzykal’noy nauki: mat. Vseros. nauch. konf. [The Theoretical Concepts of the 20th Century. Results and Prospects of Russian MusicalScholarship: Materials of the Russian Scholarly Conference]. Novosibirsk, 2000, pp. 374–385.
12. Lesovichenko A. M. Detskaya muzyka kak fenomen muzykal’noy kul’tury i ee osvoenie v usloviyakh pedagogicheskogo vuza i kolledzha [Children’s Music as a Phenomenon of Musical Culture and Its Study in Pedagogical Institutions of Higher Education and High Schools]. Vestnik kafedry YuNESKO “Muzykal’noe iskusstvo i obrazovanie” [Bulletin of the UNESCO “The Art of Music and Education”]. 2013. No. 3, pp. 100–105.
13. Milka A. P., Shabalina T. V. Zanimatel’naya Bakhiana. Vyp. 1: Ob Ioganne Sebast’yane, Anne Magdalene i nekotorykh zanyatnykh nedorazumeniyakh [The Inspiring Bachiana. Issue 1: About Johann Sebastian, Anna Magdalena and Certain Amusing Misunderstandings]. Second Edition. St. Petersburg: Kompozitor, 2001. 208 p.
14. Nazaykinskiy E. V. Logika muzykal’noy kompozitsii [The Logic of Musical Composition]. Moscow: Muzyka, 1982. 319 p.
15. Nemirovskaya I. A. Detskoe nachalo v devich’ikh i zhenskikh obrazakh proizvedeniy P. I. Chaykovskogo [References to Childhood in the Images of Girls and Women in the Music of Piotr Tchaikovsky]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2010. Vol. 1 (6), pp. 172–177.
16. Nemirovskaya I. A. Fenomen detstva v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov vtoroy poloviny XIX – pervoy poloviny XX vekov: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Childhood in the Works of Russian Composers of the Second Half of the 19th – First Half of the 20th Centuries: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Magnitogorsk, 2013. 229 p.
17. Podcherednichenko N. A. Funktsii detskoy muzyki v kul’ture detstva [The Functions of Children’s Music in the Culture of Childhood]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2013. No. 9, pp. 161–166.
18. Roytershteyn M. I. Muzyka dlya detey [Music for Children]. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya v dvukh tomakh [Russian Pedagogical Encyclopedia in 2 Volumes].Vol. 1. Moscow, 1993, pp. 602–604.
19. Semenov Yu. E. Detskaya muzyka [Children’s Music]. Muzyka: bol’shoy entsiklopedicheskiy slovar’ [Large Russian Encyclopedia]. Second Edition. Moscow, 1998, p. 169.
20. Tolstaya E. A. Detskaya fortepiannaya muzyka Dmitriya Tolstogo: osobennosti stilya i semantiki: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Children’s Piano Music by Dmitry Tolstoy: Specificity of Style and Semantics: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2013. 23 p.
21. Klein P. D. Sergei Prokofiev’s Children’s Pieces, Op. 65: a Comprehensive Approach to Learning about a Composer and his Works: Biography, Style, Form and Analysis. Springerplus. 2014. Vol. 3, Article number 23, pp. 3–23.
22. Rosario Neira-Pineiro M. Children as Implied Readers in Poetry Picturebooks: The Adaptation of Adult Poetry for Young Readers. International Research in Children’s Literature. 2016. Vol. 9, Issue 1, pp. 1–19.
23. Timberlake A. Ch. Brecht for Children. Shaping the Ideal GDR Citizen Through Opera Education. Representations. 2015. Vol. 132, No. 1, pp. 30–60.
24. Wong S. S. H., Lim S. W. H. Mental Imagery Boosts Music Compositional Creativity. PLOS ONE. Vol. 12, Issue 3, Article number e0174009, Mar 15. 2017. DOI: 10.1371/journal.pone.0174009.