Традиции Петербургской композиторской школы в оперном творчестве для детей уральского композитора Л. Б. Никольской

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Maxim A. Basok
Alexander A. Ermakov

Аннотация

Любовь Борисовна Никольская (1909–1984) – композитор, исследователь и музыкальный педагог, выпускница Ленинградской консерватории по классам Семёна Гинзбурга (музыковедение) и Максимилиана Штейнберга (композиция). Основной период творческой деятельности пришёлся на 1947–1984 годы, когда она работала в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, пройдя путь от преподавателя до профессора на кафедрах теории музыки и композиции. Любовь Никольская является основателем традиции создания детской оперы на Урале. Её перу принадлежит около десяти сочинений для детских оперных коллективов, в основу либретто которых положены литературные произведения уральских писателей прошлого века (сказ «Серебряное копытце» Павла Бажова, стихотворная сказка «Девушка-семиделушка» Елены Хоринской и др.). Значительное место в них занимает сказочно-фантастическая образная сфера.
В воплощении фантастических образов Никольская опирается на традиции Петербургской композиторской школы XIX – начала XX века, представленные именами Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова, Николая Черепнина и др. Сказанное относится к особенностям драматургии либретто, трактовке сценических образов, специфике использования средств гармонии, полифонии, фактуры, оркестрово-тембрового колорита. Всё это раскрывается в музыкальной лексике её оперных сочинений, рассматриваемых
в статье.

Ключевые слова: Любовь Никольская, детская опера, традиции Римского-Корсакова, Уральская композиторская школа, Павел Бажов.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Basok, M. A., & Ermakov, A. A. (2019). Традиции Петербургской композиторской школы в оперном творчестве для детей уральского композитора Л. Б. Никольской. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 71–81. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.071-081
Раздел
Музыкальный театр
Биографии авторов

Maxim A. Basok, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского

Басок Максим Андреевич, кандидат искусствоведения, профессор кафедры
теории музыки

Alexander A. Ermakov, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского

Ермаков Александр Александрович, кандидат искусствоведения, доцент
кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Bazhov P. P. Malakhitovaya shkatulka [The Malachite Casket]. St. Petersburg: Rech, 2016. 592 p.
2. Basok M.A. Lyubov' Borisovna Nikol'skaya [Lyubov Borisovna Nikolskaya]. Kompozitory Ekaterinburga [The Composers of Yekaterinburg]. Urals State Pedagogical University. Yekaterinburg, 1998, pp. 132–139.
3. Basok M. A., Ermakov A. A. Traditsii otechestvennoy detskoy opery i tvorchestvo ural'skogo kompozitora L. B. Nikol'skoy [Traditions of the Russian Children’s Opera and the Works of the Ural Composer L. V. Nikolskaya]. Nikol'skaya L. Serebryanoe kopyttse: klavir [The Silver Hoof. Piano-Vocal Score]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Yekaterinburg, 2008, pp. 57–63.
4. Bakhtin N. N. Obzor detskikh oper [An Overview of Children’s Operas]. Petrograd: Printing House of the Imperial School of the Deaf, 1915. 48 p.
5. Borodin B. B. Ural'skaya kompozitorskaya organizatsiya. Istoriya i sovremennost' (monograficheskiy spravochnik) [The Urals Composers’ Organization: History and Modernity: Monographic Guide]. Yekaterinburg: Urals Literary Agency, 2012. 399 p.
6. Kovnatskaya L. G., Mazur M. M. LASMovskiy portret Yulii Veysberg [A Portrait of Julia Weisberg in the Leningrad Association of Contemporary Music]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2018. No. 4, pp. 85–94.
7. Lukonina O. I. Maksimilian Shteynberg: khudozhnik i vremya: monografiya. [Maximilian Steinberg: The Artist and His Time: Monograph]. Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2012. 512 p.
8. Preobrazhenskiy A. V Ural'skoy konservatorii [In the Urals State Conservatory]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1950. No. 9, p. 72.
9. Rimskiy-Korsakov N. A. «Snegurochka» – vesennyaya skazka. Tematicheskiy razbor [“Snow Maiden” – Spring Fairy Tale. Thematic Analysis]. Moscow: Muzyka, 1978. 32 p.
10. Sviben T. Children’s Opera – Motivation for the Reception of Art in Teaching Music in Primary Education. Croatian journal of education-hrvatski casopis za odgoj i obrazovanje. 2018. Vol. 20. No. 2, pp. 11–48. DOI: 10.15516/cje.v20i0.3380.