Традиции Петербургской композиторской школы в оперном творчестве для детей уральского композитора Л. Б. Никольской
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Любовь Борисовна Никольская (1909–1984) – композитор, исследователь и музыкальный педагог, выпускница Ленинградской консерватории по классам Семёна Гинзбурга (музыковедение) и Максимилиана Штейнберга (композиция). Основной период творческой деятельности пришёлся на 1947–1984 годы, когда она работала в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, пройдя путь от преподавателя до профессора на кафедрах теории музыки и композиции. Любовь Никольская является основателем традиции создания детской оперы на Урале. Её перу принадлежит около десяти сочинений для детских оперных коллективов, в основу либретто которых положены литературные произведения уральских писателей прошлого века (сказ «Серебряное копытце» Павла Бажова, стихотворная сказка «Девушка-семиделушка» Елены Хоринской и др.). Значительное место в них занимает сказочно-фантастическая образная сфера.
В воплощении фантастических образов Никольская опирается на традиции Петербургской композиторской школы XIX – начала XX века, представленные именами Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова, Николая Черепнина и др. Сказанное относится к особенностям драматургии либретто, трактовке сценических образов, специфике использования средств гармонии, полифонии, фактуры, оркестрово-тембрового колорита. Всё это раскрывается в музыкальной лексике её оперных сочинений, рассматриваемых
в статье.
Ключевые слова: Любовь Никольская, детская опера, традиции Римского-Корсакова, Уральская композиторская школа, Павел Бажов.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Basok M.A. Lyubov' Borisovna Nikol'skaya [Lyubov Borisovna Nikolskaya]. Kompozitory Ekaterinburga [The Composers of Yekaterinburg]. Urals State Pedagogical University. Yekaterinburg, 1998, pp. 132–139.
3. Basok M. A., Ermakov A. A. Traditsii otechestvennoy detskoy opery i tvorchestvo ural'skogo kompozitora L. B. Nikol'skoy [Traditions of the Russian Children’s Opera and the Works of the Ural Composer L. V. Nikolskaya]. Nikol'skaya L. Serebryanoe kopyttse: klavir [The Silver Hoof. Piano-Vocal Score]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Yekaterinburg, 2008, pp. 57–63.
4. Bakhtin N. N. Obzor detskikh oper [An Overview of Children’s Operas]. Petrograd: Printing House of the Imperial School of the Deaf, 1915. 48 p.
5. Borodin B. B. Ural'skaya kompozitorskaya organizatsiya. Istoriya i sovremennost' (monograficheskiy spravochnik) [The Urals Composers’ Organization: History and Modernity: Monographic Guide]. Yekaterinburg: Urals Literary Agency, 2012. 399 p.
6. Kovnatskaya L. G., Mazur M. M. LASMovskiy portret Yulii Veysberg [A Portrait of Julia Weisberg in the Leningrad Association of Contemporary Music]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2018. No. 4, pp. 85–94.
7. Lukonina O. I. Maksimilian Shteynberg: khudozhnik i vremya: monografiya. [Maximilian Steinberg: The Artist and His Time: Monograph]. Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2012. 512 p.
8. Preobrazhenskiy A. V Ural'skoy konservatorii [In the Urals State Conservatory]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1950. No. 9, p. 72.
9. Rimskiy-Korsakov N. A. «Snegurochka» – vesennyaya skazka. Tematicheskiy razbor [“Snow Maiden” – Spring Fairy Tale. Thematic Analysis]. Moscow: Muzyka, 1978. 32 p.
10. Sviben T. Children’s Opera – Motivation for the Reception of Art in Teaching Music in Primary Education. Croatian journal of education-hrvatski casopis za odgoj i obrazovanje. 2018. Vol. 20. No. 2, pp. 11–48. DOI: 10.15516/cje.v20i0.3380.