Исследования по современной музыке в научной школе Валентины Холоповой

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga V. Komarnitskaya

Аннотация

Валентина Николаевна Холопова известна как специалист по современной музыке, автор новатор-
ских трудов по музыкальной ритмике ХХ века, творчеству Веберна, Шнитке, Губайдулиной, Щедрина и др.
И в тематике дипломных работ, диссертаций и книг её учеников преобладает музыка ХХ века, образуется целая
школа исследований такого рода. Заметно внимание к известным русским композиторам прошлого столетия
(Стравинский, Шнитке, Губайдулина, Тищенко, Воронцов), но происходит и раскрытие творчества забытых
имён – Сергея Протопопова (Антон Ровнер), Николая Обухова (Нино Баркалая). Из зарубежных композиторов
в классе Холоповой впервые в СССР и России написаны работы по Мессиану, Ксенакису, Гурецкому, Виеру,
Мансуряну, группе авторов ФРГ (Лахенман, Рим, Бозе, Шнебель, Троян, Дадельзен), Венгрии (Куртаг, Сёллё-
ши, Дурко, Ланге). Затронуты джаз и поп-музыка. После окончания учёбы выпускники профессора создали
немало актуальных книг на разных языках: Иванка Стоянова – о Берио, Штокхаузене, Татьяна Франтова –
о полифонии Шнитке, Роза Султанова – о современных музыкальных обрядах народов Средней Азии, Наталья
Власова – о Шёнберге и Цемлинском, Елена Ферапонтова – о Ксенакисе, Елена Михалченкова-Спиринa –
о Канчели, Екатерина Акишина – о Шнитке, Ольга Озерская – о Воронцове, Андрей Кудряшов – учебное
пособие по теории музыкального содержания. Помимо названных имён, известными учениками Холоповой
являются профессора Екатерина Дулова, Дина Кирнарская, Борис Гнилов, Ирина Лозовая.

Ключевые слова: российское музыкознание, научная школа, современная музыка, дипломные работы,
диссертации кандидатские и докторские, монографии, учебные пособия.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Komarnitskaya, O. V. (2017). Исследования по современной музыке в научной школе Валентины Холоповой. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 49–69. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.049-069
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Olga V. Komarnitskaya, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Комарницкая Ольга Виссарионовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры
междисциплинарных специализаций музыковедов

Библиографические ссылки

1. Akishina E. M. Semanticheskie aspekty analiza tvorchestva A. Shnitke: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Semantic Aspects of Analysis of the Music of Alfred Schnittke]. Moscow, 2003. 268 p.
2. Akishina E. M. Problemy interpretatsii soderzhaniya muzykal'nykh proizvedeniy Al'freda Shnitke [Issues of Interpretation of the Content in Alfred Schnittke’s Musical Compositions]. Moscow: Forum, 2013. 208 p.
3. Barkalaya N. O. Estetika i kompozitorskaya tekhnika Nikolaya Obukhova v kontekste russkogo i frantsuzskogo modernizma: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Aesthetics and Compositional Technique of Nikolai Obouhov in the Context of Russian and French Modernism. Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Moscow, 2011. 383 p.
4. Brugger N. S. «Glorious percussion» Sofii Gubaydulinoy: traktovka udarnykh, kompozitsiya, soderzhatel’nyy aspekt [‘Glorious Percussion’ by Sofia Gubaidulina: An Interpretation of Percussion, Composition and the Aspect of Content]. Sofii s lyubov’yu [To Sofia with Love]. Moscow, 2014. Issue 78, pp. 133–157.
5. Valentina Nikolayevna Kholopova [Valentina Nikolayevna Kholopova]. Edited by O. V. Komarnitskaya. Moscow: Alteks, 2015. 90 p.
6. Vlasova N. O. Aleksandr Tsemlinskiy. Zhizn' i tvorchestvo [Alexander Zemlinsky, Life and Music]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2014. 416 p.
7. Vlasova N. O. Peresecheniya s muzykal'noy traditsiey v tvorchestve zapadnogermanskikh kompozitorov 1970–1980-kh godov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Intersections with Musical Tradition in the Works of West German Composers of the 1970s and 1980s]. Moscow, 1998. 258 p.
8. Vlasova N. O. Tvorchestvo Arnol'da Shenberga [The Music of Arnold Schoenberg]. Moscow: LKI Press, 2007. 528 p.
9. Gorokhovskaya V. M. «Parametr ekspressii» v muzyke XX veka: diplomnaya rabota [The ‘Parameter of Expression’ in 20th Century Music. Diploma Thesis]. Moscow, 1995. 175 p. MS located in the Library of the Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory.
10. Komarnitskaya O. V. Russkaya opera vtoroy poloviny XX – nachala XXI vekov: zhanr, dramaturgiya, kompozitsiya [Russian Opera in the Second Half of the 20th Century and the Early 21st Century: Genre, Dramaturgy and Composition]. Moscow: Alteks, 2011. 306 p.
11. Komarnitskaya O. V. Russkaya opera XIX – nachala XX vekov. Problemy zhanra, dramaturgii, kompozitsii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Russian Opera from the 19th Century to the Early 21st Century. Issues of Genre, Dramaturgy and Composition: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2011. 757 p.
12. Kudryashov A. Yu. Teoriya muzykal'nogo soderzhaniya. Khudozhestvennye idei evropeyskoy muzyki XVII–XX vv. [The Theory of Musical Content. Artistic Ideas of European Music from the 17th to the 20th Century]. St. Petersburg; Moscow: Planeta muzyki, 2006; 2010. 432 p.
13. Mikhalchenkova-Spirina E. A. Simfonicheskaya dramaturgiya Gii Kancheli [The Symphonic Dramaturgy of Giya Kancheli]. Bordeaux; Moscow: Konservatoriya, 1997. 220 p.
14. Ozerskaya O. V. Yuri Vasil'evich Vorontsov. Esteticheskie vzglyady i muzykal'naya kompozitsiya [Yuri Vasilyevich Vorontsov. Aesthetical Views and Musical Composition]. Moscow: Russian CHESS House, 2017. 306 p.
15. Rovner A. A. Sergei Protopopov: kompozitorskoe tvorchestvo i teoreticheskie raboty: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Sergei Protopopov: Musical Composition and Theoretical Works: Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Moscow, 2010. 444 p.
16. Sultanova R. P. Muzyka, sokhranennaya za stenoy [Music Preserved Behind the Wall]. Festschrift Valentine Nikolayevne Kholopovoy [A Festschrift to Valentina Nikolayevna Kholopova]. Moscow, 2007. Col. 63, pp. 34–40.
17. Sultanova R. R. O vzaimosvyazyakh usulya i ritma melodii v vokal'nykh chastyakh Shashmakoma [About the Interconnections Between the Usul and the Rhythm of the Melody in the Vocal Parts of the Shashmaqom]. Tashkent: YaNI, 1998. 52 p.
18. Sultanova R. R. Poyushchee slovo uzbekskikh obryadov (opyt liricheskogo issledovaniya) [The Singing Word of Uzbek Rites (An Attempt of Lyrical Research)]. Tashkent: B. i., 1994. 106 p.
19. Sultanova R. R. Ritmika vokal'nykh chastey Shashmakoma: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Rhythm of the Vocal Parts of the Shashmaqom: Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Tashkent, 1987. 188 p.
20. Ferapontova E. V. Vokal'naya muzyka Yannisa Ksenakisa kak fenomen kompozitorskogo tvorchestva: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Vocal Music of Iannis Xenakis as a Phenomenon on of Compositional Creativity: Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Moscow, 2012. 389 p.
21. Ferapontova E. V. Yannis Ksenakis. Vokal'noe tvorchestvo [Iannis Xenakis: Vocal Music]. Moscow: Kompozitor, 2011. 240 p.
22. Frantova T. V. Polifoniya A. Shnitke i novye tendentsii v muzyke vtoroy poloviny XX veka: monografiya [The Polyphony of Alfred Schnittke and the New Tendencies in the Music of the Second Half of the 20th Century: a Monographic Work]. Rostov-na-Donu: Izd-vo “Aktual'nye problemy sovremennoy nauki Severo-Kavkazskogo nauchnogo tsentra vysshey shkoly”, 2004. 404 p.
23. Frantova T. V. Polifoniya A. Shnitke i novye tendentsii v muzyke vtoroy poloviny XX veka: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Polyphony of Schnittke and New Tendencies in the Music of the Second Half of the 20th Century: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2005. 462 p.
24. Kholopova V. N. Voprosy ritma v tvorchestve kompozitorov pervoy poloviny XX veka [Questions of Rhythm in the Music of Composers of the First Half of the 20th Century]. Moscow: Muzyka, 1971. 304 p.
25. Kholopova V. N. Russkaya muzykal'naya ritmika [Russian Musical Rhythm]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1983. 281 p.
26. Kholopova V. N. Put' po tsentru. Rodion Shchedrin [The Path along the Center. Rodion Shchedrin]. Moscow: Kompozitor, 2000. 320 p.
27. Kholopova V. N. Kompozitor Al'fred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. 2nd Edition. Moscow: Kompozitor, 2010. 228 p.
28. Kholopova V. N. Sofiya Gubaydulina: monografiya; s interv'yu Entso Restan'o i Sofii Gubaydulinoy [Sofia Gubaidulina: a Monographic Work; With Enzo Restagno’s Interview with Sofia Gubaidulina]. 3rd Edition. Moscow: Kompozitor, 2011. 400 p.
29. Kholopova V. N. Formy muzykal'nykh proizvedeniy [Forms of Musical Compositions]. 4th Edition. St. Petersburg et al.: Lan', Planeta muzyki, 2013. 496 p.
30. Kholopova V. N. Fenomen muzyki [The Phenomenon of Music]. Moscow: Direkt-Media, 2014. 384 p.
31. Kholopova V. N. Rossiyskaya akademicheskaya muzyka posledney treti XX – nachala XXI vekov (zhanry i stili) [Russian Classical Music of the Final Third of the 20th Century and the Beginning of the 21st Century (Genres and Styles)]. Moscow, 2015. 234 p. www.kholopova.ru.
32. Kholopova V. N., Kholopov Yu. N. Fortepiannye sonaty S. S. Prokof'eva [The Piano Sonatas of Sergei Prokofiev]. Moscow: Muzgiz, 1961. 88 p.
33. Kholopova V. N., Kholopov Yu. N. Anton Vebern [Anton Webern]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1984. 320 p.
34. Kholopova V. N., Kholopov Yu. N. Muzyka Veberna [The Music of Webern]. Moscow: Kompozitor, 1999. 367 p.
35. Kholopova V. N., Chigareva E. I. Al'fred Shnitke [Alfred Schnittke]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1990. 351 p.
36. Shevtsova I. V. Sochineniya Sofii Gubaydulinoy dlya violoncheli: problemy muzykal'nogo soderzhaniya, kompozitsii i traktovki instrumenta: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Compositions by Sofia Gubaidulina for Cello: Issues of Musical Content, Composition and Interpretation of the Instrument: Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Moscow, 2013. 222 p.
37. Stoianova I. Geste – texte – musique [Gesture – Text – Music]. Col. Esthetique, Dir.: Dufrenne No. 1197. Paris: U.G.E., 10/18, 1978. 282 p.
38. Stoianova I. Karlheinz Stockhausen, “Je suis les sons…” [Karlheinz Stockhausen, “I am the Sounds…”]. Col. L’educations musicale. Paris: Beauchesne, 2014. 356 p.
39. Stoianova I. Luciano Berio. Chemins en musique [Luciano Berio. Paths to Music]. La Revue musicale [Musical Review]. No. 375–377. Paris: Ed. Richard-Masse, 1985. 512 p.
40. Stoianova I. Manuel d’analyse musicale / Les formes classiques simples et complexes [A Manual for Musical Analysis / The Classical Forms, Simple and Complex]. Paris: Minerve, 1996. 240 p.
41. Stoianova I. Manuel d’analyse musicale / Variations, sonate, formes cycliques [A Manual for Musical Analysis / Variations, Sonata, Cyclical Forms]. Paris: Minerve, 2000. 285 p.
42. Sultanova R. From Shamanism to Sufism: Women, Islam and Culture in Central Asia. London; New York: IBTauris, 2014. 256 p.
43. Sultanova R. Popular Culture in Afghanistan. London; New York: IBTauris, 2016. 300 p.
44. Sultanova R. Turkic Music: from Shamanic Voices to Maqam, from Zhikr to Hip-Hop. London: Francis and Taylor, 2016. 400 p.