Революция закончилась, революция началась: политика коренизации и музыкальная жизнь Карелии в 1920–1930-е годы
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья представляет опыт реконструкции историко-культурной ситуации в Республике Карелия в послеоктябрьский период в аспекте политики, идеологии и языка. Развитие музыкальной культуры советской республики рассматривается в контексте «коренизации» – стратегии национального государственного строительства, которая заключалась в подготовке, продвижении и внедрении в сферу деятельности государственного аппарата кадров из числа представителей титульных национальностей. С началом создания Карельской трудовой коммуны в 1920 году к её руководству был привлечён финн Эдвард Гюллинг. Основной линией его стратегии стало формирование национальной карельско-финской автономии и привлечение в республику финнов-эмигрантов из Канады, Америки и Финляндии, многие из которых сыграли важную роль в становлении культуры и образования молодой советской республики. Так, американский финн Калле Раутио стал организатором музыкальной жизни и автором первых крупных сочинений для хора и симфонического оркестра; финн Лаури Йоусинен – педагогом и автором хоровых песен и музыки к театральным постановкам. В период карелизации родилась концепция о едином «карело-финском» языке, согласно которой карельскому языку отводилась роль устного применения, а финскому – роль литературного языка и статус государственного. Обращается внимание на то, что период руководства Карелией Гюллинга предопределил важную роль «финского фактора» в становлении культурной жизни и системы образования в Карелии первой половины ХХ века.
Ключевые слова: музыкальная культура Карелии, коренизация, Эдвард Гюллинг, Карл Раутио, Лаури Йоусинен, «финский фактор».
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Grodniskaya N. Yu. Ruvim Pergament: zhizn' i tvorchestvo: monografiya [Ruvim Pergament: Life and Work: Monographic Book]. Edited by L. A. Kupets. Petrozavodsk: Verso, 2013. 136 p.
3. Kovnatskaya L. G. O perspektivakh otechestvennoy biografiki. Pis'ma Shostakovicha k Bogdanovu- Berezovskomu (1920-e gg.) [On the P rospects of National Biography: the L etters of Dmitry Shostakovich to Bogdanov-Berezovsky (1920s)]. Muzyka v kul'turnom prostranstve Evropy – Rossii. Sobytiya. Lichnost'. Istoriya [Music in the Cultural Space of Europe – Russia. Events. Personality. History]. St. Petersburg, 2014, pp. 260—274.
4. Lapchinsky G. I. Muzyka Sovetskoy Karelii [The Music of Soviet Karelia]. Petrozavodsk: Kareliya, 1970. 181 p.
5. Naumenko T. I. Tekstologiya muzykal'noy nauki [Textual Criticism of Musical Scholarship]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2013. 584 p.
6. Raku M. G. Ideologicheskaya retseptsiya muzykal'noy klassiki v rannesovetskoy i stalinskoy kul'ture: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Ideological Reception of Classical Music in Early Soviet and Stalinist Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2015. 55 р.
7. Suutari P. Muzyka v zhizni finskikh immigrantov v Karelii [Music in the Life of Finnish Immigrants in Karelia]. Finskiy faktor v istorii i kul'ture Karelii XX veka. Gumanitarnye issledovaniya. Vyp. 3 [The Finnish Factor in the History and Culture of Karelia of the Twentieth Century. Humanitarian Research. Issue 3]. Petrozavodsk, 2009, pp. 232–250.
8. Takala I. Natsional'nye operatsii OGPU/NKVD v Karelii [The National Operations of the OGPU/NKVD in Karelia]. V sem'e edinoy. Natsional'naya politika partii bol'shevikov i ee osushchestvlenie na Severo-Zapade Rossii v 1920–50-e gody [In one Family: the National Policy of the Bolshevik Party and its Implementation in the North-West of Russia from the 1920s to the 1950s]. Petrozavodsk, 1998, pp. 161–206.
9. Takala I. Finny sovetskoy Karelii i ikh vklad v razvitie respubliki (1920-e – pervaya polovina 1930-kh godov) [The Finns of Soviet Karelia and their Contribution to the Development of the Republic (the 1920s – the First Half of 1930s)]. Finskiy faktor v istorii i kul'ture Karelii XX veka. Gumanitarnye issledovaniya. Vyp. 3 [The Finnish Factor in the History and Culture of Karelia of the Twentieth Century. Humanitarian Research. Issue 3]. Petrozavodsk, 2009, pp. 107–149.
10. Filimonchik S. N. Samodeyatel'noe iskusstvo Karelii v 1920–1930-e gody [Amateur Art of Karelia in the 1920s and 1930s]. Tekst khudozhestvennyy: grani interpretatsii : sbornik nauchnykh statey po materialam mezhdunarodnoy konferentsii (25–28 aprelya 2013 g., Petrozavodsk). [The Artistic Text: Aspects of Interpretation: Collection of Scholarly Articles on Materials of the International Conference]. Petrozavodsk, 2013, pp. 435–445.