Юрий Николаевич Тюлин
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена крупнейшему российскому учёному Юрию Николаевичу Тюлину (1893–1978), автору
фундаментальных идей, разработанных им в различных областях музыкальной науки: лада, гармонии, факту-
ры, музыкального тематизма, мотива, музыкального синтаксиса и музыкальной формы как фундаментальных
категорий музыкального мышления. Ю. Н. Тюлин – учёный, внесший существенный вклад в исследование
теоретических проблем народной музыки России, Армении, Грузии, Узбекистана, Казахстана, Прибалтики.
Он оригинально осмыслил проблемы песенного фольклора, музыкального исполнительства, истории музыки,
музыкальной эстетики и музыкальной психологии.
Особая ценность статьи заключается в том, что она написана одним из ближайших учеников Ю. Н. Тюлина.
Анализируя труды учёного, автор раскрывает квинтэссенцию его научных идей и открытий, функциональной
теории в музыке, новую трактовку принципов формообразования и новую систематику музыкальных форм,
строения музыкальной речи, феномен «кристаллизации тематизма», ладовой теории. Всё это даёт возможность
понять научно-творческое наследие Ю. Н. Тюлина как систему.
Ключевые слова: Ю. Н. Тюлин, музыкально-тематический материал, кристаллизация тематизма, лад, гармония, фактура, сонатная форма, фраза, мотив, музыкальный синтаксис.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Laul R. Kh. Motiv i muzykal’noe formoobrazovanie [The Motive and Musical Form-Generation]. Leningrad: Muzyka, 1987. 79 p.
3. Mikhaylov A. V. Gete i poeziya Vostoka [Goethe and the Poetry of the East]. Vostok – Zapad. Issledovaniya. Perevody. Publikatsii [East – West. Research. Translations. Publications]. Moscow, 1985, pp. 83–128.
4. Privano N. G. Predislovie ko vtoromu izdaniyu [Preface to the Second Edition]. Tyulin Yu. N., Bershadskaya T. S., Pustyl’nik I. Ya., Pen A. A., Ter-Martirosyan T. G., Shnitke A. G. Muzykal’naya forma [Musical Form]. Moscow, 1974, pp. 2–5.
5. Ruch’evskaya E. A. Mysli o muzykal’noy forme [Thoughts about Musical Form]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994. No. 4, pp. 77–78.
6. Ruch’evskaya E. A. Problemy muzykal’noy formy [Issues of Musical Form]. Yu. N. Tyulin. Uchenyy. Pedagog. Kompozitor: sb. st. [Yu. N. Tyulin. Scholar. Teacher. Composer: A Compilation of Articles]. Leningrad; Moscow, 1973, pp. 70–80.
7. Ruch’evskaya E. A. «Stroyenie muzykal’noy rechi» Yu. N. Tyulina i problema muzykal’nogo sintaksisa (Teoriya motiva) [“The Structure of Musical Speech” Yu. N. Tyulina and the Issue of Musical Syntax (The Theory of the Motive)]. Traditsii muzykal’noy nauki [Traditions of Music Scholarship]. Leningrad, 1989, pp. 26–45.
8. Ruch’evskaya E. A. Formoobrazuyushchiy printsip kak istoricheskaya kategoriya [The Form-Generating Principle as a Historical Category]. Istoriya i sovremennost’: sb. st. [History and Modernity: a Compilation of Articles]. Ed. by A. I. Klimovitsky, L. G. Kovnatskaya. Leningrad, 1981, pp. 120–138.
9. Tyulin Yu. N.; Bershadskaya, T. S.; Pustyl’nik, I. Ya.; Pen, A. A.; Ter-Martirosyan, T. G.; Shnitke, A. G. Muzykal’naya forma [Musical Form]. Ed. by Yu. N. Tyulin. Moscow, Muzyka,1974. 359 p.
10. Tyulin Yu. N. Vvedenie v garmonicheskiy analiz na osnove khoralov Bakha [Introduction to Harmonic Analysis on the Basis of Bach’s Chorales]. Leningrad: Publishing House of the Leningrad State Conservatory, 1927. 78 p.
11. Tyulin Yu. N. Kristallizatsiya tematizma v tvorchestve Bakha i ego predshestvennikov [Crystallization of Thematicism in the Music of Bach and his Predecessors]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1935. No. 7, pp. 38–54.
12. Tyulin Yu. N. Kristallizatsiya tematizma v tvorchestve Bakha i ego predshestvennikov [Crystallization of Thematicism in the Music of Bach and his Predecessors]. Russkaya kniga o Bakhe: sb. st. [A Russian Book about Bach: a Compilation of Articles]. Moscow, 1986, pp. 249–266.
13. Tyulin Yu. N. Natural’nye i al’teratsionnye lady [Natural and Alternating Modes]. Moscow: Muzyka, 1971. 109 p.
14. Tyulin Yu. N. O proizvedeniyakh Betkhovena poslednego perioda. Tseplyaemost’ muzykal’nogo materiala [About the Works of Beethoven of his Final Period. The Memorability of the Musical Material]. Betkhoven: sb. st. [Beethoven: a Compilation of Articles]. Ed. by N. L. Fishman. Issue 1. Moscow, 1971, pp. 251–275.
15. Tyulin Yu. N. Parallelizmy v muzykal’noy teorii i praktike [Parallelisms in Musical Theory and Practice]. Leningrad: Iskusstvo, 1938. 56 p.
16. Tyulin Yu. N., Privano N. G. Zadachi po garmonii [Exercises in Harmony]. Issue 1–2. Moscow: Muzyka, 1966. 263 p.
17. Tyulin Yu. N., Privano N. G. Uchebnik garmonii [A Terxtbook of Harmony]. Vol. 1–2. Second Edition. Moscow: Muzyka, 1964. 435 p.
18. Tyulin Yu. N. Stenogramma doklada Yu. N. Tyulina 11-go marta 1940 goda “Kristallizatsiya tematizma” [A transcript of Yuri Nikolayevich Tyulin’s Presentation on March 11, 1940 “The Crystallization of Thematicism”]. 50 p. Manuscript. From the Personal Archive of A. I. Klimovitsky.
19. Tyulin Yu. N. Stroyenie muzykal’noy rechi [The Structure of Musical Speech]. Leningrad: Muzgiz, 1962. 208 p.; Second Edition. Moscow: Muzyka, 1969. 173 p.
20. Tyulin Yu. N. Uchenie o garmonii. T. 1. Osnovnye problemy garmonii [Teaching of Harmony. Volume 1. The Basic Issues of Harmony]. Leningrad: Muzgiz, 1937. 192 p.; Second Edition. Leningrad; Moscow: Muzgiz, 1939. 196 p.; Third Edition, Revised and with an Introduction by N. G. Privano. Moscow: Muzyka, 1966. 223 p.
21. Kholopov Yu. N. Patriarkh sovetskoy muzykal’noy nauki [The Patriarch of Soviet Musical Scholarship]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1974. No. 1, pp. 30–32.
22. Yuzhak K. I. Pererabotka rannikh fugett dlya II toma KhTK [Reuse of Bach’s Early Fuguettes in Volume II of the Well-Tempered Clavier].Yuzhak K. I. Polifoniya i kontrapunkt: voprosy metodologii, istorii, teorii: izbr. st.: v 2 kn. [Polyphony and Counterpoint: Questions of Methodology, History, Theory: Selected Articles in 2 Books]. Book 1. St. Petersburg, 2006, pp. 109–164.