Мир детства у Прокофьева в контексте феномена детства в искусстве

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Iza A. Nemirovskaya
Irina A. Korsakova

Аннотация

Обращение к феномену детства в искусстве вызывало самые разные художественные решения, которые в
большой степени были связаны с эволюционными процессами в области культуры. Культурой пройден опреде-
лённый исторический путь видоизменения данного феномена: от древнейших мифов, первичных форм детско-
го фольклора, раннехристианских образов (Богоматери с Младенцем и самого Младенца Христа) – до нашего
времени. Существует известное противопоставление: произведения о детях и для детей. Однако это противо-
поставление часто надумано, поскольку отмеченные явления обычно проникают друг в друга. Выявлено, что
лишь в XIX столетии откристаллизовались типичные для детской музыки образно-содержательные модусы,
жанровая система и музыкальная поэтика, частично повлиявшие на художественное творчество ХХ века. Но
главным остаётся то, что во второй половине XIX и первой половине ХХ столетий мастера во всех областях
искусства стали уделять огромное внимание психологии детства, подчас предвосхищая в этом плане профес-
сиональных психологов. Особый колорит имеет мир детства у Прокофьева, который сам органично сохранил
детское начало до конца жизни. Детское во взрослом и взрослое в детском явилось одной из сторон его души,
а детская чистота и непосредственность (в разном возрасте человека) служит важным мерилом отношения
композитора к миру и людям.

Ключевые слова: Прокофьев, феномен детства в искусстве, детская музыка, жанры детской музыки, теа-
тральность.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Nemirovskaya, I. A., & Korsakova, I. A. (2017). Мир детства у Прокофьева в контексте феномена детства в искусстве. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 127–134. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.127-134
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биографии авторов

Iza A. Nemirovskaya, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке

Немировская Иза Абрамовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры философии, исто-
рии, теории культуры и искусства

Irina A. Korsakova, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке

Корсакова Ирина Анатольевна, доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент,
и. о. проректора по научно-исследовательской работе

Библиографические ссылки

1. Asaf’ev B.V. Russkaya muzyka o detyakh i dlya detey [Russian Music about and for Children]. Izbrannye Trudy [Selected Works]. Volume 4. Moscow, 1955, pp. 97–109.
2. Gakkel’ L. E. On sam ditya [He is a Child Himself]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1991. No. 4 (Prokof’evskiy yubileynyy nomer [Prokofiev Anniversary Issue]), pp. 4–5.
3. Zen’kovsky V. V. Psikhologiya detstva [The Psychology of Childhood]. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 1995. 346 p.
4. Kabalevsky D. B. O Sergeye Prokof’eve [About Sergei Prokofiev]. Prokof’ev S. S. Materialy. Dokumenty. Vospominaniya [Prokofiev S. S. Materials. Documents. Memoirs]. Ed. by S. I. Shlifshteyn. Second Edition, Supplemented. Moscow, 1961, pp. 407−425.
5. Nemirovskaya I. A. Fenomen detstva v russkoy muzyke [The Phenomenon of Childhood in Russian Music]. Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian University, 2011. 392 p.
6. Nest’ev I. V. Takim ego pomnyu… [I Remember Him as Being Such... ]. Sergey Sergeyevich Prokof’ev. Kniga dlya shkol’nikov [Sergey Sergeyevich Prokofiev. A Book for Schoolchildren]. Compiled by O. Ochakovskaya. Moscow, 1990, pp. 65–75.
7. Obukhova L. F. Detskaya psikhologiya: istoriya, fakty, problemy [Child Psychology: History, Facts, Issues]. Moscow: Trivola, 1990. 352 p.
8. Prokof’ev S. S. Avtobiografiya [Autobiography]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1982. 600 p.
9. Sergey Prokof’ev. Dnevnik [Sergey Prokofiev. Diary]. 1907−1918 (P. 1). Paris: Sprkfv, 2002. 813 p.
10. Prokof’ev S. S. Materialy. Dokumenty. Vospominaniya [Materials. Documents. Memoirs ]. Ed. by S. I. Shlifshteyn. Second edition, supplemented. Moscow: Muzgiz, 1961. 707 p.
11. Sorokina E. V. Mir detstva v russkoy muzyke XIX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [the World of Childhood in 19th Century Russian Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Tambov, 2006. 183 p.
12. Subbotsky E. V. Rebenok otkryvaet mir [The Child Discovers the World]. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 237 p.
13. Shcherbakova A. I. Philosophical understanding of music as a methodological basis of research in the field of musical art and education. Life Science Journal. 2014. No. 11, pp. 429−432. URL: http://www.lifesciencesite.com.
14. Hair H. Children’s descriptions and representations of music. Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1993 / 1994. No. 119, pp. 41−48.
15. Forrai K. Music as poetry for the youngest ones. Bulletin of the international Kodaly society. 1997. Vol. 22. No. 1, pp. 22−25.