Мир детства у Прокофьева в контексте феномена детства в искусстве
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Обращение к феномену детства в искусстве вызывало самые разные художественные решения, которые в
большой степени были связаны с эволюционными процессами в области культуры. Культурой пройден опреде-
лённый исторический путь видоизменения данного феномена: от древнейших мифов, первичных форм детско-
го фольклора, раннехристианских образов (Богоматери с Младенцем и самого Младенца Христа) – до нашего
времени. Существует известное противопоставление: произведения о детях и для детей. Однако это противо-
поставление часто надумано, поскольку отмеченные явления обычно проникают друг в друга. Выявлено, что
лишь в XIX столетии откристаллизовались типичные для детской музыки образно-содержательные модусы,
жанровая система и музыкальная поэтика, частично повлиявшие на художественное творчество ХХ века. Но
главным остаётся то, что во второй половине XIX и первой половине ХХ столетий мастера во всех областях
искусства стали уделять огромное внимание психологии детства, подчас предвосхищая в этом плане профес-
сиональных психологов. Особый колорит имеет мир детства у Прокофьева, который сам органично сохранил
детское начало до конца жизни. Детское во взрослом и взрослое в детском явилось одной из сторон его души,
а детская чистота и непосредственность (в разном возрасте человека) служит важным мерилом отношения
композитора к миру и людям.
Ключевые слова: Прокофьев, феномен детства в искусстве, детская музыка, жанры детской музыки, теа-
тральность.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gakkel’ L. E. On sam ditya [He is a Child Himself]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1991. No. 4 (Prokof’evskiy yubileynyy nomer [Prokofiev Anniversary Issue]), pp. 4–5.
3. Zen’kovsky V. V. Psikhologiya detstva [The Psychology of Childhood]. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 1995. 346 p.
4. Kabalevsky D. B. O Sergeye Prokof’eve [About Sergei Prokofiev]. Prokof’ev S. S. Materialy. Dokumenty. Vospominaniya [Prokofiev S. S. Materials. Documents. Memoirs]. Ed. by S. I. Shlifshteyn. Second Edition, Supplemented. Moscow, 1961, pp. 407−425.
5. Nemirovskaya I. A. Fenomen detstva v russkoy muzyke [The Phenomenon of Childhood in Russian Music]. Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian University, 2011. 392 p.
6. Nest’ev I. V. Takim ego pomnyu… [I Remember Him as Being Such... ]. Sergey Sergeyevich Prokof’ev. Kniga dlya shkol’nikov [Sergey Sergeyevich Prokofiev. A Book for Schoolchildren]. Compiled by O. Ochakovskaya. Moscow, 1990, pp. 65–75.
7. Obukhova L. F. Detskaya psikhologiya: istoriya, fakty, problemy [Child Psychology: History, Facts, Issues]. Moscow: Trivola, 1990. 352 p.
8. Prokof’ev S. S. Avtobiografiya [Autobiography]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1982. 600 p.
9. Sergey Prokof’ev. Dnevnik [Sergey Prokofiev. Diary]. 1907−1918 (P. 1). Paris: Sprkfv, 2002. 813 p.
10. Prokof’ev S. S. Materialy. Dokumenty. Vospominaniya [Materials. Documents. Memoirs ]. Ed. by S. I. Shlifshteyn. Second edition, supplemented. Moscow: Muzgiz, 1961. 707 p.
11. Sorokina E. V. Mir detstva v russkoy muzyke XIX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [the World of Childhood in 19th Century Russian Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Tambov, 2006. 183 p.
12. Subbotsky E. V. Rebenok otkryvaet mir [The Child Discovers the World]. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 237 p.
13. Shcherbakova A. I. Philosophical understanding of music as a methodological basis of research in the field of musical art and education. Life Science Journal. 2014. No. 11, pp. 429−432. URL: http://www.lifesciencesite.com.
14. Hair H. Children’s descriptions and representations of music. Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1993 / 1994. No. 119, pp. 41−48.
15. Forrai K. Music as poetry for the youngest ones. Bulletin of the international Kodaly society. 1997. Vol. 22. No. 1, pp. 22−25.