Структурно-семантический феномен героя как атрибут театральности в тематизме фортепианных сонат Моцарта
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Героя как носителя театрального начала в структуре текста фортепианных сонат Моцарта репрезентирует
музыкальная тема, обладающая определёнными лексическими признаками. К ним относятся типовые форму-
лы классицистского музыкального языка, которые проникли в сонаты из оперных произведений и приобрели
устойчивые значения в результате миграции из текста в текст. Каждый из интонационных комплексов, в состав
которых входят эти структуры, является общим для группы персонажей разных моцартовских опер, соответ-
ствующей определённому амплуа музыкального театра XVIII века, и представляет универсальные черты этого
образа.
В статье методом структурно-семантического анализа в оперных и сонатных текстах выявляются мигриру-
ющие интонационные формулы (Л. Шаймухаметова) с устойчивыми, закреплёнными первоначальным опер-
ным текстом значениями. Они объединяют персонажей опер Моцарта, репрезентирующих аристократические
образы. В тематизме фортепианных сонат эти смысловые структуры идентифицируют их более обобщённо:
как героев, репрезентирующих образ в типовой ситуации театрального действия (конфликтный диалог, коми-
ческий поединок, сцена ухаживания и т. д.). При этом смысловые оттенки интонационной лексики актуализи-
руются под воздействием темповых, динамических, артикуляционных, тональных условий её использования в
семантическом контексте музыкальной темы. Применяемый метод анализа имеет практическое значение для
создания концепции вторичного текста – исполнительского сценария, основанного на расшифровке смысло-
вых структур первичного авторского текста.
Ключевые слова: В. А. Моцарт, фортепианные сонаты Моцарта, герой в музыкальном тексте, мигрирующая интонационная формула, интонационная лексика, межтекстовая миграция.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Konen V. D. Teatr i simfoniya (rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii) [Theatre and Symphony (the Role of Opera in the Formation of the Classical Symphony)]. Second Edition. Moscow: Muzyka, 1974. 376 p.
3. Medushevsky V. V. Chelovek v zerkale intonatsionnoy formy [The Human Being in the Mirror of the Intonational Form]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1980. No. 8, pp. 39–48.
4. Pavi P. Slovar’ teatra [Dictionary of the Theatre]. Edited by K. E. Razlogov. Moscow: Progress, 1991. 504 p.
5. Khalizev V. E. Drama kak yavlenie iskusstva [Drama as a Phenomenon of Art]. Moscow: Iskusstvo, 1978. 240 p.
6. Chigareva E. I. Opery Motsarta v kontekste kul’tury ego vremeni [Mozart’s Operas in the Context of the Culture of his Time]. Moscow: Editorial URSS, 2000. 280 p.
7. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 317 p.
8. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula kak fenomen muzykal’nogo myshleniya [The Migrating Intonational Formula as а Phenomenon of Musical Thinking]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2011. No. 2 (9), pp. 18–26.
9. Shaymukhametova L. N., Kirichenko P. V. «Teatral’nyy dialog» v klassicheskoy muzykal’noy teme [The “Theatrical Dialogue” in a Classical Musical Theme]. Muzykal’nyy tekst i ispolnitel’ [The Musical Text and the Performer]. Ed. by L. N. Shaymukhametova; Laboratory of Musical Semantics, Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov. Ufa, 2004, pp. 17–38.
10. Yul’akshina Z. M. Muzykal’nyy teatr «Venskikh sonatin» Motsarta (na primere Rondo Es dur) [The Musical Theatre in Mozart’s “Viennese Sonatinas” (Illustrated by the Example of the Rondo in E-flat Major]. Kreativnaya rabota s muzykal’nym tekstom v DMSh, DShI i v obuchenii khobbi-muzykantov [Creative Work with Musical Text in Children’s Music Schools, Children’s Art Schools and in the Training of Hobby Musicians]. Edited by L. N. Shaymukhametova; Laboratory of Musical Semantics, Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov. Ufa, 2014, pp. 67–77.
11. Agawu V. K. Playing with signs. A semiotic interpretation of classic music. Princeton: Princeton University Press, 1991. 154 p.
12. Byros V. Trazom’s Wit: Communicative Strategies in a “Popular” yet “Difficult” Sonata. Eighteenth-Century Music. 2013. Vol. 10, No. 2, pp. 213–252.
13. Lehne M., Rohrmeier M., Gollmann D. and others. The Influence of Different Structural Features on Felt Musical Tension in Two Piano Pieces by Mozart and Mendelssohn. Music Perception. 2013. Vol. 31, No. 2, pp. 171–185.
14. Mozart’s Chamber Music with Keyboard. Edited by Martin Harlow. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2012. 287 p.
15. Ratner L. Topical Content in Mozart’s Keyboard Sonatas. Early Music. 1991. Vol. 19, No. 4 (20), pp. 615–619.
16. Rice J. A. The Heartz: A Galant Schema from Corelli to Mozart. Music Theory Spectr. 2014. 36 (2), pp. 315–332.
17. Tagg Ph. “Not the Sort of Thing You Could Photocopy”: A Short Idea History of Notation with Suggestions for Reform in Music Education and Research. Popular Music Matters: Essays in Honour of Simon Frith. Aldershot: Ashgate Publishing Ltd, 2014, pp. 147–163.
18. Tarasti E. Semiotics of Classical Music: How Mozart, Brahms and Wagner Talk to Us. Berlin: Walter de Gruyter GMBH, 2012. 493 p.