19 менуэтов Леопольда Моцарта – школа ансамблевого музицирования XVIII века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются закономерности строения первичного (авторского) музыкального текста первой по-
ловины XVIII века. Записанный для клавира, он, однако, содержит признаки ансамблевого инструментального
состава, которые выражены посредством различных смысловых структур (устойчивых интонаций и диалоги-
ческих моделей). На конкретных примерах иллюстрируются способы создания исполнителем на его основе
вторичного текста: актуализация смысловых структур с помощью «регуляторов смысла» (темп, динамика, ар-
тикуляция), а также использование различных приёмов творческого преобразования текста в процессе развёр-
тывания клавирной «схемы» в «ансамблевую партитуру». Материалом для исследования выбран уртекст 19-ти
менуэтов, составляющих условную первую часть «Нотной тетради Марии Анны Моцарт» – характерного для
эпохи инструктивного сборника клавирных пьес. В статье анализируются педагогические принципы, опреде-
ляющие структуру тетради и направленные на формирование у исполнителя творческих навыков музицирова-
ния (выразительной игры, преобразования музыкального текста, импровизации, композиции) – независимо от
его способностей и рода деятельности.
Ключевые слова: ансамблевое музицирование, первичный авторский текст, вторичный исполнительский
текст, акустические образы музыкальных инструментов, развёртывание музыкального текста, инструктивные
сборники клавирных пьес.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseyeva I. V. Sintaksicheskaya organizatsiya tematizma basso-ostinatnykh zhanrov v ansamblevykh sochineniyakh zapadnoyevropeyskogo barokko [The Syntactic Organization of the Basso Ostinato Genres in Compositions for Instrumental Ensembles by Western European Baroque Composers]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 1 (14), pp. 33–39.
3. Gordeyeva E. V. Muzykal’naya leksikografiya smyslovykh struktur v klavirnykh tekstakh J. S. Bakha:
dis. … kand. iskusstvovedeniya [Musical Lexicography of the Semantic Structures in J. S. Bach’s Clavier Urtext Scores]: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts. Rostov-on-Don, 2010. 263 p.
4. Kats B. A. Otets svoyego syna. Iz zhizni Leopol’da Motsarta [The Father of His Son. From Leopold Mozart’s Life]. Vremena – lyudi – muzyka: Dokumental’nye istorii o muzyke i muzykantakh [Times – People – Music: Documental Stories about Music and Musicians]. Leningrad: Muzyka, 1988, pp. 53–142.
5. Kuznetsova N. M. O nekotorykh priyomakh ispolnitel’skikh preobrazovaniy klavirnogo urteksta I.S. Bakha (Na primere instruktivnykh sochineniy dlya klavira) [On Certain Techniques of Transformation in Performance of the Clavier Urtext Scores of J. S. Bach (on the Example of Instructional Compositions for Clavier)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 197–204.
6. Lutsker P. V., Susidko I. P. Motsart i yego vremya [Mozart and His Time]. Moscow: Klassika–XXI, 2008. 624 p.
7. Morein K. N. Klavirny urtekst kak ansamblevaya partitura v khudozhestvennoy kul’ture barokko [The Clavier Urtext as a Chamber Musical Score in Baroque Artistic Culture]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 98–102.
8. Sitdikova F. B. Skripichny tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoyevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Text for the Violin in Solo and Ensemble Works by Western European Baroque Composers: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk, 2012. 328 p.
9. Shaymukhametova L. N., Yusufbaeva G. R. Instruktivnye sochineniya dlya klavira v praktike obucheniya tvorcheskomu muzitsirovanoyu. Opyt rekonstruktsii starinnogo urteksta [The Instructional Compositions for Keyboard in the Practice of Teaching Creative Performance of Music. An Attempt in Reconstructing a Historical Urtext Score]. Ufa: Ufa State Institute of Arts, 1998. 114 p.
10. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula kak fenomen muzykal’nogo myshleniya [The Migrating Intonational Formula as the Phenomenon of Musical Thinking]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (9), pp. 18–26.
11. Mozart L. Notenbuch für Nannerl [Scores]: Piano. Herausgegeben von H. Schüngeler. Schott. 32 p.
12. Mozart W. A. Die Notenbücher der Geschwister Mozart [Scores]: Piano. Herausgegeben von W. Plath. Bärenreiter Kassel. 86 p.