19 менуэтов Леопольда Моцарта – школа ансамблевого музицирования XVIII века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Margarita A. Gareyeva

Аннотация

В статье рассматриваются закономерности строения первичного (авторского) музыкального текста первой по-
ловины XVIII века. Записанный для клавира, он, однако, содержит признаки ансамблевого инструментального
состава, которые выражены посредством различных смысловых структур (устойчивых интонаций и диалоги-
ческих моделей). На конкретных примерах иллюстрируются способы создания исполнителем на его основе
вторичного текста: актуализация смысловых структур с помощью «регуляторов смысла» (темп, динамика, ар-
тикуляция), а также использование различных приёмов творческого преобразования текста в процессе развёр-
тывания клавирной «схемы» в «ансамблевую партитуру». Материалом для исследования выбран уртекст 19-ти
менуэтов, составляющих условную первую часть «Нотной тетради Марии Анны Моцарт» – характерного для
эпохи инструктивного сборника клавирных пьес. В статье анализируются педагогические принципы, опреде-
ляющие структуру тетради и направленные на формирование у исполнителя творческих навыков музицирова-
ния (выразительной игры, преобразования музыкального текста, импровизации, композиции) – независимо от
его способностей и рода деятельности.

Ключевые слова: ансамблевое музицирование, первичный авторский текст, вторичный исполнительский
текст, акустические образы музыкальных инструментов, развёртывание музыкального текста, инструктивные
сборники клавирных пьес.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Gareyeva, M. A. (2016). 19 менуэтов Леопольда Моцарта – школа ансамблевого музицирования XVIII века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 57–67. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.057-067
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Margarita A. Gareyeva, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Гареева Маргарита Айратовна – 
аспирантка
Лаборатории музыкальной семантики

Библиографические ссылки

1. Abert G. V. A. Motsart [Mozart]. Part 1. Volume 1. 1756–1774 Translation, Preface and Commentaries by K. K. Sakva. Moscow: Muzyka, 1978. 534 p.
2. Alekseyeva I. V. Sintaksicheskaya organizatsiya tematizma basso-ostinatnykh zhanrov v ansamblevykh sochineniyakh zapadnoyevropeyskogo barokko [The Syntactic Organization of the Basso Ostinato Genres in Compositions for Instrumental Ensembles by Western European Baroque Composers]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 1 (14), pp. 33–39.
3. Gordeyeva E. V. Muzykal’naya leksikografiya smyslovykh struktur v klavirnykh tekstakh J. S. Bakha:
dis. … kand. iskusstvovedeniya [Musical Lexicography of the Semantic Structures in J. S. Bach’s Clavier Urtext Scores]: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts. Rostov-on-Don, 2010. 263 p.
4. Kats B. A. Otets svoyego syna. Iz zhizni Leopol’da Motsarta [The Father of His Son. From Leopold Mozart’s Life]. Vremena – lyudi – muzyka: Dokumental’nye istorii o muzyke i muzykantakh [Times – People – Music: Documental Stories about Music and Musicians]. Leningrad: Muzyka, 1988, pp. 53–142.
5. Kuznetsova N. M. O nekotorykh priyomakh ispolnitel’skikh preobrazovaniy klavirnogo urteksta I.S. Bakha (Na primere instruktivnykh sochineniy dlya klavira) [On Certain Techniques of Transformation in Performance of the Clavier Urtext Scores of J. S. Bach (on the Example of Instructional Compositions for Clavier)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 197–204.
6. Lutsker P. V., Susidko I. P. Motsart i yego vremya [Mozart and His Time]. Moscow: Klassika–XXI, 2008. 624 p.
7. Morein K. N. Klavirny urtekst kak ansamblevaya partitura v khudozhestvennoy kul’ture barokko [The Clavier Urtext as a Chamber Musical Score in Baroque Artistic Culture]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 98–102.
8. Sitdikova F. B. Skripichny tekst v sol’nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoyevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Text for the Violin in Solo and Ensemble Works by Western European Baroque Composers: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk, 2012. 328 p.
9. Shaymukhametova L. N., Yusufbaeva G. R. Instruktivnye sochineniya dlya klavira v praktike obucheniya tvorcheskomu muzitsirovanoyu. Opyt rekonstruktsii starinnogo urteksta [The Instructional Compositions for Keyboard in the Practice of Teaching Creative Performance of Music. An Attempt in Reconstructing a Historical Urtext Score]. Ufa: Ufa State Institute of Arts, 1998. 114 p.
10. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula kak fenomen muzykal’nogo myshleniya [The Migrating Intonational Formula as the Phenomenon of Musical Thinking]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (9), pp. 18–26.
11. Mozart L. Notenbuch für Nannerl [Scores]: Piano. Herausgegeben von H. Schüngeler. Schott. 32 p.
12. Mozart W. A. Die Notenbücher der Geschwister Mozart [Scores]: Piano. Herausgegeben von W. Plath. Bärenreiter Kassel. 86 p.