Полифункциональное колокольное многоголосие русской традиции: музыкально-фактурные особенности звонов трёхголосного типа
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
благовест, перезвон и собственно звон. Последний является
наиболее сложным и с точки зрения музыкальной фактуры
определяется как полифункциональное колокольное многого-
лосие. Оно может быть представлено различным количеством
функциональных голосов. В настоящей статье рассматрива-
ется собственно звон трёхголосной структуры.
Его фактура складывается из: 1) остинато больших ко-
локолов; 2) ведущего ритмоинтонационного пласта средних;
3) ритмико-колористического сопровождения «зазвона» (ма-
лые колокола). При этом каждая группа колоколов, располо-
женная выше другой, ритмически более подвижна и богаче
интонационно. Доказательству данного тезиса и посвящена
статья.
Указанные музыкально-фактурные голоса анализируют-
ся по отдельности. Отмечается, что басовая партия является
основой звона и отличается минимальной подвижностью.
В среднем голосе выделяются три типа звуковой реализа-
ции музыкального материала: 1) архаичный, при регуляр-
ной ротации одной кратковременной попевки (в один такт);
2) пролонгированный, с относительно продолжительными
(до нескольких тактов) музыкальными фразами; 3) мелоди-
зированный, частично состоящий из развёрнутых мелодиче-
ских построений.
Верхний голос озвучивается 2–4 колоколами. Их партия
самая дробная. Здесь анализируются ритмические и ауди-
альные особенности зазвона, зависимость его качественных
показателей от количества колоколов. Выделяются два ос-
новных типа трели: а) линеарного характера (ритмоинтона-
ционная сфера); б) с преобладанием гармонических последо-
ваний (ритмико-колористическая сфера).
В заключение подтверждается тезис о присутствии в
полифункциональном колокольном многоголосии трёхсо-
ставной фактуры с разноплановым, дробящимся «поярусно»
ритмом.
Ключевые слова: колокольный звон, собственно звон, за-
звон, колокола
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Pokrovsky A. M. O muzykal’nom znachenii zvonnits [Concerning the Musical Meaning of Belfries]. Muzyka kolokolov [Music of Bells]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1999, pp. 212–221.
3. Rybakov S. G. Tserkovnyy zvon v Rossii [Ringing of Church Bells in Russia]. Kolokol’nye zvony Rossii [Rings of Bells in Russia]. Moscow, 1990, pp. 10–75.
4. Smolensky S. V. O kolokol’nom zvone v Rossii [About Ringing of Bells in Russia]. Muzyka kolokolov [Music of Bells]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1999, pp. 197–211.
5. Tsvetaeva A. I., Saradzhev N. K. Master volshebnogo zvona [Master of the Magic Bell Ring]. Moscow: Muzyka Press, 1986. 160 p.