Полифункциональное колокольное многоголосие русской традиции: музыкально-фактурные особенности звонов трёхголосного типа

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Sergei G. Tosin

Аннотация

Исторически сложились три вида православных звонов:
благовест, перезвон и собственно звон. Последний является
наиболее сложным и с точки зрения музыкальной фактуры
определяется как полифункциональное колокольное многого-
лосие. Оно может быть представлено различным количеством
функциональных голосов. В настоящей статье рассматрива-
ется собственно звон трёхголосной структуры.
Его фактура складывается из: 1) остинато больших ко-
локолов; 2) ведущего ритмоинтонационного пласта средних;
3) ритмико-колористического сопровождения «зазвона» (ма-
лые колокола). При этом каждая группа колоколов, располо-
женная выше другой, ритмически более подвижна и богаче
интонационно. Доказательству данного тезиса и посвящена
статья.
Указанные музыкально-фактурные голоса анализируют-
ся по отдельности. Отмечается, что басовая партия является
основой звона и отличается минимальной подвижностью.
В среднем голосе выделяются три типа звуковой реализа-
ции музыкального материала: 1) архаичный, при регуляр-
ной ротации одной кратковременной попевки (в один такт);
2) пролонгированный, с относительно продолжительными
(до нескольких тактов) музыкальными фразами; 3) мелоди-
зированный, частично состоящий из развёрнутых мелодиче-
ских построений.
Верхний голос озвучивается 2–4 колоколами. Их партия
самая дробная. Здесь анализируются ритмические и ауди-
альные особенности зазвона, зависимость его качественных
показателей от количества колоколов. Выделяются два ос-
новных типа трели: а) линеарного характера (ритмоинтона-
ционная сфера); б) с преобладанием гармонических последо-
ваний (ритмико-колористическая сфера).
В заключение подтверждается тезис о присутствии в
полифункциональном колокольном многоголосии трёхсо-
ставной фактуры с разноплановым, дробящимся «поярусно»
ритмом.

Ключевые слова: колокольный звон, собственно звон, за-
звон, колокола

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Tosin, S. G. (2014). Полифункциональное колокольное многоголосие русской традиции: музыкально-фактурные особенности звонов трёхголосного типа. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 4–8. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/83
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Sergei G. Tosin, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Сергей Геннадьевич Тосин – доктор искусствоведения,
доцент кафедры композиции

Библиографические ссылки

1. Kastalsky A. D. Musical Forms of Various Rings of Church Bells and Musical Creativity in this Area. Central State Glinka Museum of Musical Culture (In Russian). Fund 162, E. N. Lebedev, no.104.
2. Pokrovsky A. M. O muzykal’nom znachenii zvonnits [Concerning the Musical Meaning of Belfries]. Muzyka kolokolov [Music of Bells]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1999, pp. 212–221.
3. Rybakov S. G. Tserkovnyy zvon v Rossii [Ringing of Church Bells in Russia]. Kolokol’nye zvony Rossii [Rings of Bells in Russia]. Moscow, 1990, pp. 10–75.
4. Smolensky S. V. O kolokol’nom zvone v Rossii [About Ringing of Bells in Russia]. Muzyka kolokolov [Music of Bells]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1999, pp. 197–211.
5. Tsvetaeva A. I., Saradzhev N. K. Master volshebnogo zvona [Master of the Magic Bell Ring]. Moscow: Muzyka Press, 1986. 160 p.