Об адекватности оценки творчества Э. Г. Гилельса

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena N. Fedorovich

Аннотация

Имя Эмиля Гилельса (1916–1985) навсегда вписано золотыми буквами в историю отечественного и мирового фортепианного искусства. Величайший пианист, Гилельс удостаивался блистательных характеристик крупнейших музыкантов ХХ века: Рахманинова, Прокофьева, Шостковича, Сибелиуса, Тосканини, Горовица, Орманди и многих других. Однако сейчас имя Гилельса незаслуженно забывается, что показал его недавно прошедший 90-летний юбилей. О недооценке Гилельса писали такие музыканты, как Т. Алиханов, В. Горностаева и др.

По мнению автора, такая ситуация вызвана несколькими причинами. Во-первых, Г. Нейгауз, у которого Гилельс обучался в аспирантуре, явно предпочитал Гилельсу другого своего знаменитого ученика – С. Рихтера, о чём он неоднократно писал в книге и статьях. Нейгауз имел чрезвычайно высокий авторитет в музыкальной среде, и его точка зрения получила распространение. Во-вторых, Гилельс в начале своей творческой деятельности имел высокий официальный статус в СССР, и хотя впоследствии он стал подвергаться негласному давлению сверху, все продолжали считать его любимым пианистом советского руководства, что ныне наносит его имени моральный урон. Третья, и главная причина, заключается в том, что высочайшая сущность его искусства понятна не всем. Его почитают музыканты высочайшей квалификации и широкая публика. Но часть критиков, ищущих в искусстве чего-то «интересного» и «утончённого», не понимает гениальной простоты Гилельса и считает его чистым виртуозом. Стиль Гилельса, определившийся уже в его юности и в дальнейшем постоянно совершенствовавшийся, включает ясность мысли, теплоту чувства, феноменальное мастерство и гениальную простоту. Великая нравственная сила его искусства требует тщательного изучения феномена Эмиля Гилельса. 

Ключевые слова: Эмиль Гилельс, фортепианное исполнительство, музыкальные конкурсы

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Fedorovich, E. N. (2007). Об адекватности оценки творчества Э. Г. Гилельса. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 1(1), 203–212. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/829
Раздел
Культурное наследие в исторической оценке
Биография автора

Elena N. Fedorovich, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского

Федорович Елена Наримановна – 
доктор педагогических наук, профессор,
проректор по научной работе

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)