Тайна «секретной пьесы» (из истории музыки для кото)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia F. Klobukova (Golubinskaya)

Аннотация

Предметом данной статьи является категория секретности в традиционной японской музыке для цитры кото, в частности, в вокально-инструментальном жанре кумиута. Эзотеричность музыкального знания, как известно, составляла основу идеологии музыки в Японии в средние века. Помимо засекреченности, сокрытости самой традиции игры на кото и принадлежности её к избранному кругу музыкантов, внутри неё существуют так называемые «секретные» пьесы. До недавнего времени эти пьесы были недоступны для изучения. Автор рассматривает музыкальный и поэтический текст пьесы кумиута-хикёку под названием «Яэгаки», написанной японским композитором конца XVII в. Син Яцухаси Кэнгё. В процессе изучения текста автор приходит к неожиданным выводам о сакральности композиции, относящейся к светской музыке. Сакральность текста, связанная с «душой слова» котодама и магической энергией каждого слова, в сочетании с редкой для жанра кумиута настройкой кото и изощрённостью вокальной и инструментальной партий, послужила, по мнению автора, причиной «сокрытия» данной пьесы.

Ключевые слова: неевропейские культуры, японская музыка, цитра кото, кумиут, вокальное искусство Японии

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Klobukova (Golubinskaya), N. F. (2007). Тайна «секретной пьесы» (из истории музыки для кото). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 1(1), 151–158. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/821
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Natalia F. Klobukova (Golubinskaya), Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Центр «Музыкальные культуры мира»

Клобукова (Голубинская) Наталья Федоровна – 
начальник Центра «Музыкальные культуры
мира», сосискатель кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории
им. П. И. Чайковского, преподаватель кафедры
истории Дальнего Востока Российского
государственного гуманитарного университета

Библиографические ссылки

1. Povest' o duple (Utsubo-monogatari): v 2 ch. / vved., per. s yap. i primech. V. I. Sisauri. — SPb.; M.: Peterburgskoe vostokovedenie: Natalis: Ripol Klassik, 2004.
2. Grigor'eva T. P. Krasotoy Yaponii rozhdennyy. V 2 t. T.1. Put' yaponskoy kul'tury. — M.: Al'fa-M, 2005.
3. Boronina I. A. Poetika klassicheskogo yaponskogo stikha. — M.: Nauka, 1978.
4. KokinvaKasyu: sobranie starykh i novykh pesen Yaponii / per. so staroyap. A. Dolina. — SPb.: Giperion, 2001.
5. Sinkokinsyu: yaponskaya poeticheskaya antologiya XIII veka: v 2 t. / per. s yap. I. A. Boroninoy. — M.: Koral Klab, 2000.
6. Kodziki / per., komment., vstupit. st. E.M. Pinus. — SPb.: Kristall, 2000.
7. Ermakova L. M. Sintoistskiy obraz mira i voprosy poetiki klassicheskoy yaponskoy literatury // Vostochnaya poetika. Spetsifika khudozhestvennogo obraza: sb. st. / pod red. P. A. Grintsera. — M.: Nauka, 1983.
8. Chabovskaya N. I. Danmono: voprosy istorii i teorii: dis. … kand. iskusstvovedeniya. — Novosibirsk, 2003.
9. Antology of sokyoku and jiuta song texts. — Tokyo: Academia music LTD, 1983.
10. Malm W.P. Traditional Japanese music and musical instruments. — Tokyo; New York; London: Kodansha international, 2000.
11. Adriaansz W. The Kumiuta and Danmono. Traditions of Japanese Koto Music. — Berkley; Los Angeles; London: University of California Press, 1973.
12. Adriaansz W. Introduction to Shamisen Kumiuta. Frits Knuf B.V. Buren. — The Netherlands, 1978.