Литературные традиции вокального жанра тхумри Северной Индии

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Tatjana V. Kartashova

Аннотация

В музыкальной культуре Северной Индии вокальный жанр тхумри принадлежит к категории «полуклассической» музыки. Это тип пения, находящийся на стыке классики, традиционного творчества и популярной музыки. В статье анализируется поэтический текст вокальных композиций тхумри. В результате установлено, что литературным источником жанра являются тексты, сочинённые на диалекте браджа бхаша, распространённого в регионе Агры-Матхуры. В их темах преобладает любовная линия, концентрирующаяся на разлуке влюблённых или проделках главного героя любовных сюжетов – Кришны. Преобладающее настроение расценивается как эротическое, но в то же время тексты имеют философский подтекст – духовная любовь человека к богу. Рассматривается этимология слова «тхумри» (все выявленные значения указывают на связь тхумри с танцевальным искусством) и эстетическая теория найика бхеда (типы героинь), описанная в трактате Муни Бхараты «Натьяшастра». Также приведены примеры 41 стихотворного текста тхумри.

Ключевые слова: неевропейские культуры, музыка Индии, тхумри, поэзия и вокальное искусство Индии

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kartashova, T. V. (2007). Литературные традиции вокального жанра тхумри Северной Индии. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 1(1), 115–124. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/818
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Tatjana V. Kartashova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Карташова Татьяна Викторовна – 
кандидат искусствоведения, преподователь
кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Burger M. Induizm // Religii sovremennosti. Istoriya i vera / red. P. Antes; per. s nem. S.Chervonnoy. — M.: Progress-Traditsiya, 2001. — S. 171—209.
2. Morozova T. E. Rabindroshongit: Muzyka Rabindranata Tagora. — M.: Chertanovskaya tipografiya, 1993. — 224 s.
3. Suvorova A. A. U istokov novoindiyskoy dramy. — M.: Nauka, 1985. — 247 s.
4. Amarnath P. Living idioms in Hindustani music: A dictionary of terms and terminology. — New Delhi: Harper Collins Publishers India, 1994. — 155 p.
5. Bajpayee B. Lallan Piya ki thumaryan. — New Delhi: Sangeet Natak Akademy, 1977. — 240 p.
6. Banerjee P. Dance in thumri. — New Delhi: Abhinav publications, 1986. — 115 p.
7. Basham A. L. The wonder that was India. — New York: Grove Press, 1991. — 208 p.
8. Chaube S. K. Indian music today. — New Delhi: Motilal Banarsidass, 1945. — 270 p.
9. Dhond M. V. The evolution of khyal. — New Delhi: Sangeet Natak Akademy, 1974. — 52 p.
10. Dwivedi R. A. A critical survey of Hindi literature. — New Delhi: Motilal Banarsidass, 1966. — 304 p.
11. Gautam M. R. The musical heritage of India. — New Delhi: Abhinav Publications, 1980. — 209 p.
12. Manuel P. Thumri in historical and stylistic perspectives. — New Delhi: Motilal banarasidass, 1989. — 233 p.
13. Nadkarni M. A critical appraisal of thumri // Thumri — tradition and trends / ed. R.C. Mehta. — Bombay; Baroda: Indian musicological society, 1990. — P. 40—46.
14. Ranade G. H. Hindustani music. Its physics and aesthetics. — Bombay: Popular Prakashan, 1971. — 204 p.
15. Telang G. R. Thumari sangrah. — Lucknow: Uttar Pradesh Sangit Natak Academy, 1977. — 136 p.
16. Tembe G. S. Majha Sangita Vyasanga. — Bombay: Popular book depot, 1972. — 235 p.
17. Thumri — tradition and trends / ed. R.C. Mehta. — Bombay; Baroda: Indian musicological society, 1990. — 83 p.