Претворение концепции структурализма в пьесе для ударных «Таинственные соплеменники» Б. Тищенко

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ljudmila V. Alexandrova

Аннотация

Произведения Бориса Тищенко созданы в традициях второй волны авангарда и заключают главную, заранее установленную идею порядка, создающего впечатление неорганизованного звучания. Используя математические программы, композитор вуалирует звуковое пространство. Статья посвящена звуковой организации: загадочный ореол тайных связей «соплеменников» может быть раскрыт с помощью геометрической интерпретации звуковых высот. Соотношение пространства (порядок звуковысотных структур) и времени (система пауз) выражается в форме числового соответствия и направлено на формирование парадоксального творческого результата – эффекта звучащего хаоса.

Ключевые слова: Борис Тищенко, музыкальный поставангард, музыка ХХ века, музыкальный структурализм, алеаторика

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Alexandrova, L. V. (2007). Претворение концепции структурализма в пьесе для ударных «Таинственные соплеменники» Б. Тищенко. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 1(1), 44–53. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/812
Раздел
Горизонты музыкознания
Биография автора

Ljudmila V. Alexandrova, Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Александрова Людмила Викторовна – 
доктор искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

1. Aleksandrova L. V. Poryadok i simmetriya v muzykal'nom iskusstve: logiko-istoricheskiy aspekt. — Novosibirsk, 1995. — 372 s.
2. Vernadskiy V. I. Printsip simmetrii: iz rukopisnogo naslediya V. I. Vernadskogo // Voprosy filosofii. — 1966. — № 12. — S. 101—112.
3. Vitgenshteyn L. Logiko-filosofskiy traktat: [per. s nem]. — M.: Izd-vo inostr. lit., 1958. — 133 s.
4. Ksenakis Ya. Muzyka i nauka // XX vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki, dokumenty. — M., 2000. — Vyp.3. — S. 206—212.
5. Myunkh G. Bespredmetnoe iskusstvo — oshibka protiv logiki: [per. s nem]. — M.: Sov. khudozhnik, 1965. — 283 s.
6. Nikomakh Gerazskiy. Vvedenie v arifmetiku / per., vstupit. st., komment. A. I. Shchetnikova. — Novosibirsk: ANT, 2006. — 100 s.
7. Orlov G. Drevo muzyki. — Vashington: Frager & Co; SPb.: Sov. kompozitor, 1992. — 408 s.
8. Petrikov S. M. Individual'noe kompozitsionnoe myshlenie v sistematizirovannykh dokumentakh (arkhivnye i notnye materialy B. Tishchenko: chernoviki, neizdannaya rukopis', notnye primery). — SPb., 1992. — 105 c.
9. Petruseva N. A. P'er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal'noy kompozitsii. — M.; Perm': Real, 2002. — 350 s.
10. Sokolov A. S. Muzykal'naya kompozitsiya XX veka: dialektika tvorchestva. — M.: Muzyka, 1992. — 229 s.
11. Teoriya sovremennoy kompozitsii. — M.: Muzyka, 2005. — 624 s.
12. Timofeev N. A. Prevrashchaemost' prostykh kanonov strogogo pis'ma. — M.: Sov. kompozitor, 1981. — 135 s.