Дискурс женской природы в музыкознании
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья рассматривает направление гендерного музыкознания в англо-американском музыковедении; крити-
ческому рассмотрению подвергается основная теоретическая база данной дисциплины, её терминология и
комплекс главных идей, а именно: «чёрно-белый» принцип разделения всего и вся на сферы маскулинного
и фемининного, отсутствие более сложного и адекватного понятийного аппарата и т. п. К примеру, во всём,
включая как музыкальные жанры, так и знаки нотного письма, также требуется усматривать вездесущие
признаки маскулинного и фемининного. Главным объектом рассмотрения являются работы С. Макклери –
их язык, концепции, получившие наибольшую известность (статья, утверждающая, что Девятая симфония
Бетховена представляет собой акт изнасилования). Вместе с тем, в данной статье делается попытка рассмо-
треть и достоинства гендерного музыкознания, в связи с чем анализируются взгляды представителей данно-
го направления на показательный пример – оперу «Кармен» Ж. Бизе, где явственно представлен конфликт
различных подходов (идеологий) – телесной, женской, свободной, – и мужской, духовной, буржуазной. Рас-
сматривается текущая полемика музыковедов-феминистов с П. ван-ден Торном, а также обсуждается более
широкое значение феминизма в музыкознании, сегодняшнем мире и обществе.
Ключевые слова: маскулинность и фемининность в музыке, гендерное музыкознание, англо-американское
музыкознание.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Statement by Stefano Castelvecchi. Musicology and Sister Disciplines. Past, Present, Future. (Proceedings of the 16th International Congress of the International Musicological Society). London, 1997. Ed. by David Greer. Oxford University Press, 2000. 681 p.
3. Higgins, Paula. Women in Music, Feminist Criticism, and Guerrilla Musicology: Reflections on Recent Polemics. Nineteenth-Century Music, 17 (1993), pp. 174–192.
4. McClary, Susan. Feminine Endings. Music, Gender and Sexuality. Minneapolis, 1991, 220 p.
5. McClary, Susan. ‘Getting Down Off the Beanstalk’. Minnesota Composers Forum Newsletter (January 1987), pp. 4–7.
6. Minow, Martha. Making All the Difference: Inclusion, Exclusion, and American Law. Ithaca, 1990, 424 p.
7. Schiff, David. The Bounds of Music: The Strange New Direction of Musical Criticism. The New Republic, 3 February 1992, pp. 32–37.
8. Showalter, Elaine. Critical Cross-Dressing: Male Feminists and the Women of the Year. Men in Feminism. Ed. by Alice Jardine and Paul Smith. New York, 1987, pp. 116–132.
9. Musicology and Difference. Gender and Sexuality in Music Scholarship. Ed. by Ruth Solie. University California Press, London. 1993, 353 p.
10. Solie, Ruth. What Do Feminists Want? A Reply to Pieter van den Toorn. The Journal of Musicology, Vol. 9, No. 4 (Autumn, 1991), pp. 399–410.
11. Van den Toorn, Peter. Music, Politics, and the Academy. University of California Press, London, 1995. 229 p.