Феминизм и музыка. Дискурс женской природы в «новом музыкознании»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Настоящая статья исследует одну из ключевых проблем так называемого «нового музыкознания», а имен-
но – представление о женской природе, что определяет как философию музыки, так и общие политические
устремления музыковедов-феминистов. В статье показано, каким образом дискурс женщины представлен
и структурирован в работах феминистов: как правило, через отрицание мужского и противопоставление
ему (что подвергается в статье критике). Показаны также и более общие воззрения феминистов на природу
женского и мужского, обнаруживаемого как на уровне концепции и идеи, так и на уровне музыкальной фор-
мы и текста. В числе рассматриваемых в статье исследователей – представителей музыкального феминизма
– имена С. Макклери, М. Миноу, Ф. Бретта и мн. др. Среди различных критических высказываний о воз-
зрениях феминистов в статье представлены возражения П. ван ден Торна, который отстаивает положения,
присущие традиционным взглядам на музыкальную эстетику, в частности, автономию музыки, способной
восприниматься «автономно», «прорываясь прямо к сердцу». Присоединяясь к воззрениям Торна, автор ста-
тьи высказывает свои суждения о текущей полемике относительно вопросов феминизма и музыки, призывая
отечественных исследователей включиться в данную полемику.
Ключевые слова: новое музыкознание, феминизм и музыка, С. Макклери, П. ван ден Торн.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Brett P. Round Table VIII: Cultural Politics (16th Congress of the IMS). Acta Musicologica. 1997. Volume 69, Fasc. 1, Jan. – Jun., pp. 45–53.
3. Castelvecchi Stefano (Statement). Musicology and Sister Disciplines. Past, present, Future: Proceedings of the 16th International Congress of the International Musicological Society. London, 1997. Ed. by David Greer. Oxford University Press, 2000, pp. 185–190.
4. McClary S. Feminine Endings. Music, Gender and Sexuality. Minneapolis: Univ. of California, Berkeley, 1991. 220 p.
5. McClary S. Getting Down Off the Beanstalk. Minnesota Composers Forum Newsletter. January 1987, pp. 4–8.
6. Minow M. Making All the Difference: Inclusion, Exclusion, and American Law. Ithaka: Cornell University Press, 1990. 424 p.
7. Musicology and Difference. Gender and Sexuality in Music Scholarship. Ed. by Ruth Solie. University California Press: London. 1993. 355 p.
8. Reitsma K. A New Approach: The Feminist Musicology Studies of Susan McClary and Marcia J. Citron. Musical Offerings. 2014. Volume 5, No. 11, pp. 37–63.
9. Showalter E. “Critical Cross-Dressing: Male Feminists and the Woman of the Year”. Men in Feminism. Ed. by Alice Jardine and Paul Smith. New York, Methuen, 1987, pp. 116–132.
10. Solie R. What Do Feminists Want? A Reply to Pieter van den Toorn. The Journal of Musicology. 1991. Volume 9, No. 4, Autumn, pp. 399–410.
11. Van den Toorn P. Music, Politics, and the Academy. University of California Press: London, 1995. 238 p.
12. Wood J. Gendered Lives: Communication, Gender, and Culture. Ninth ed. Belmont, California: Wadsworth Publishing, 2011. 368 p.