Феминизм и музыка. Дискурс женской природы в «новом музыкознании»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vladimir S. Orlov

Аннотация

Настоящая статья исследует одну из ключевых проблем так называемого «нового музыкознания», а имен-
но – представление о женской природе, что определяет как философию музыки, так и общие политические
устремления музыковедов-феминистов. В статье показано, каким образом дискурс женщины представлен
и структурирован в работах феминистов: как правило, через отрицание мужского и противопоставление
ему (что подвергается в статье критике). Показаны также и более общие воззрения феминистов на природу
женского и мужского, обнаруживаемого как на уровне концепции и идеи, так и на уровне музыкальной фор-
мы и текста. В числе рассматриваемых в статье исследователей – представителей музыкального феминизма
– имена С. Макклери, М. Миноу, Ф. Бретта и мн. др. Среди различных критических высказываний о воз-
зрениях феминистов в статье представлены возражения П. ван ден Торна, который отстаивает положения,
присущие традиционным взглядам на музыкальную эстетику, в частности, автономию музыки, способной
восприниматься «автономно», «прорываясь прямо к сердцу». Присоединяясь к воззрениям Торна, автор ста-
тьи высказывает свои суждения о текущей полемике относительно вопросов феминизма и музыки, призывая
отечественных исследователей включиться в данную полемику.

Ключевые слова: новое музыкознание, феминизм и музыка, С. Макклери, П. ван ден Торн.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Orlov, V. S. (2017). Феминизм и музыка. Дискурс женской природы в «новом музыкознании». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 46–51. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.046-051
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Vladimir S. Orlov, Санкт-Петербургский государственный университет

Орлов Владимир Сергеевич – 
PhD (Кембриджский университет, Великобритания)
доцент кафедры теории и методики
преподавания искусств и гуманитарных наук

Библиографические ссылки

1. Orlov V. S. «Tsarskaya nevesta» N. A. Rimskogo- Korsakova kak «russkaya Karmen»: transformatsiya gendernoy roli [“The Tsar’s Bride” by Rimsky-Korsakov as “Russian Carmen”: the Transformation of Gender Role]. Triumf russkoy muzyki: Rimskiy-Korsakov – okno v mir [Rimsky-Korsakov – a Window to the World]. Ed. Lydia Ader. St. Petersburg, 2016, pp. 54–67.
2. Brett P. Round Table VIII: Cultural Politics (16th Congress of the IMS). Acta Musicologica. 1997. Volume 69, Fasc. 1, Jan. – Jun., pp. 45–53.
3. Castelvecchi Stefano (Statement). Musicology and Sister Disciplines. Past, present, Future: Proceedings of the 16th International Congress of the International Musicological Society. London, 1997. Ed. by David Greer. Oxford University Press, 2000, pp. 185–190.
4. McClary S. Feminine Endings. Music, Gender and Sexuality. Minneapolis: Univ. of California, Berkeley, 1991. 220 p.
5. McClary S. Getting Down Off the Beanstalk. Minnesota Composers Forum Newsletter. January 1987, pp. 4–8.
6. Minow M. Making All the Difference: Inclusion, Exclusion, and American Law. Ithaka: Cornell University Press, 1990. 424 p.
7. Musicology and Difference. Gender and Sexuality in Music Scholarship. Ed. by Ruth Solie. University California Press: London. 1993. 355 p.
8. Reitsma K. A New Approach: The Feminist Musicology Studies of Susan McClary and Marcia J. Citron. Musical Offerings. 2014. Volume 5, No. 11, pp. 37–63.
9. Showalter E. “Critical Cross-Dressing: Male Feminists and the Woman of the Year”. Men in Feminism. Ed. by Alice Jardine and Paul Smith. New York, Methuen, 1987, pp. 116–132.
10. Solie R. What Do Feminists Want? A Reply to Pieter van den Toorn. The Journal of Musicology. 1991. Volume 9, No. 4, Autumn, pp. 399–410.
11. Van den Toorn P. Music, Politics, and the Academy. University of California Press: London, 1995. 238 p.
12. Wood J. Gendered Lives: Communication, Gender, and Culture. Ninth ed. Belmont, California: Wadsworth Publishing, 2011. 368 p.