К вопросу об исторической эволюции английских консортных жанров XVI—XVII веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Tatiana V. Smirnova

Аннотация

Статья посвящена проблеме периодизации и жанрово-стилистической эволюции английской консортной культуры. На основе анализа репрезентативных современных нотных публикаций воссоздана целостная жанровая картина позднеренессансной и раннебарочной инструментальной ансамблевой музыки. В соотнесении с хронологическими данными и результатами проведенного аналитического исследования музыкально-стилистических особенностей консортных композиций выделены основные этапы в истории культуры. Отмечен процесс жанрового осознания консортов, сопряженный с развитием инструментализма, а также постепенная перестройка традиционной позднеренессансной и раннебарочной жанрово-стилистической системы английской ансамблевой музыки в позднебарочную.

Ключевые слова: музыка барокко, музыка Англии, инструментальный консорт, камерный ансамбль

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Smirnova, T. V. (2008). К вопросу об исторической эволюции английских консортных жанров XVI—XVII веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 2(1), 85–92. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/766
Раздел
Из истории зарубежной музыки
Биография автора

Tatiana V. Smirnova, Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Смирнова Татьяна Вячеславовна – 
аспирантка, преподаватель
кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Agapova I. M., Sorokina T. S. Zhanr Fantazii v muzykal'nom iskusstve XVI—XVII vekov // Problemy istoriko-stilevoy evolyutsii: garmoniya, forma, zhanr. — Novosibirsk, 1994. — S. 166—185.
2. Bocharov Yu. Mnogolikiy termin // Starinnaya muzyka. — 2004. — № 1—2. — S. 11—13.
3. Epishin A. Istoriya i teoriya ital'yanskoy trio-sonaty: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — SPb., 1995.
4. Konen V. Persell i opera. — M., 1975.
5. Konsort // Muzykal'nyy slovar' Grouva. — M., 2001. — S. 429.
6. Kofanova E. Angliyskie organ i zhanry organnoy muzyki XVI — pervoy poloviny XVII stoletiya // Starinnaya muzyka: Praktika. Aranzhirovka. Rekonstruktsiya: mater. nauch.-prakt. konf. — M., 1999. — S. 134—140.
7. Kofanova E. Traktat Tomasa Morli «Prostoe i dostupnoe vvedenie v prakticheskuyu muzyku»: voprosy teorii i praktiki: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — M., 2000.
8. Livanova T. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda. — M., 1983. — T. 1: Po XVIII vek.
9. Palazhchenko I. R. Instrumental'naya fantaziya XVII—XVIII vekov: genezis i puti razvitiya: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — M., 1992.
10. Protopopov Vl. Richerkar, kantsona, fanaziya — predshestvenniki fugi // Protopopov Vl. Ocherki iz istorii instrumental'nykh form XVI — nachala XIX veka. — M., 1979. — S. 6—64.
11. Saponov M. Iskusstvo improvizatsii: improvizatsionnye vidy tvorchestva v zapadnoevropeyskoy muzyke srednikh vekov i Vozrozhdeniya. — M. — 1982.
12. Uestrep Dzh. G. Persell. — M., 1980.
13. Charnaya N. Iz istorii angliyskoy verdzhinel'noy muzyki // Iz istorii zarubezhnoy muzyki. — M., 1980. — Vyp. 4. — S. 81—118.
14. Boyden D. D., Woodward A. M. Viola // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by: Stanley Sadie. — Macmillan Publishers Limited, 2001.
15. Coates W., Dart T. Introduction // Musica Britannica. — V. 9: Jacobean consort music. — London, 1955. — P. xv-xvii.
16. Chamber music in England // The New Oxford History of Music. — London, 1968. — V. 4: The Age of Humanism 1540—1630. — P. 581—591.
17. Davey H. The Student's Musical History. — London, 1919. — P. 27—29.
18. Edwards W. Introduction // Musica Britannica. — V. 40: Music for mixed consort. — London, 1955. — P. xiii-xv.
19. Elizabethan Music For Recorder. — N.Y., 1978.
20. Field C.-D.-S. Fantasia // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by: Stanley Sadie. — Macmillan Publishers Limited, 2001.
21. Harper J. Introduction // Musica Britannica. — V. 48: Orlando Gibbons: Consort Music. — London, 1982. — P. xv-xviii.
22. Peart D. Introduction // Musica Britannica. — V. 39: John Jenkins: Consort Music of Six Part. — London, 1977. — P. xiii-xvi.
23. Walker E. A History of music in England. — Oxford, 1958.
24. Musica Britannica. — London, 1955. — V. 9: Jacobean consort music.
25. Musica Britannica. — London, 1971. — V. 18: Music at the court of Henry.
26. Musica Britannica. — London, 1961. — V. 21: William Lawes: Select consort music.
27. Musica Britannica. — London, 1977. — V. 40: Music for mixed consort.
28. Musica Britannica. — London, 1979. — V. 44: Elizabethan consort music: 1.
29. Musica Britannica. — London, 1988. — V. 45: Elizabethan consort music: 2.
30. Musica Britannica. — London, 1982. — V. 48: Orlando Gibbons: Consort Music.
31. Musica Britannica. — London, 1991. — V. 60: William Lawes: Fantasia-suites.