Герои и персонажи фортепианных пьес Софии Губайдулиной для детей

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina R. Basharova

Аннотация

В статье выявляется специфика претворения «театральных» героев и персонажей в фортепианной музыке для детей Софии Губайдулиной. Изучение механизма их звукового моделирования осуществляется в русле теории музыкального текста на основе техники семантического анализа
(Л. Н. Шаймухаметова). Автор статьи исследует семантические фигуры, инструментальные клише и различные виды линейно-мелодического развертывания, формирующие интонационную лексику пьес. Посредством предметно-образных значений интонационной лексики в музыке Губайдулиной воплощаются внемузыкальные – театральные – представения. Взаимодействие содержательных структур рассматривается в контексте художественных приемов гиперболизации, детализации, комбинаторики, а также «соположения разнородного», которые подчиняются логике игры. Раскрытие образов героев и персонажей в фортепианных миниатюрах даёт возможность познать «микро»-мир детской музыки композитора.

Ключевые слова: фортепианная музыка, музыка  для детей, музыкальная семантика, музыкальный текст, интонационная лексика 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Basharova, I. R. (2008). Герои и персонажи фортепианных пьес Софии Губайдулиной для детей. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 3(2), 111–117. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/729
Раздел
Поэтика и семантика музыкального текста
Биография автора

Irina R. Basharova, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова

Башарова Ирина Раисовна – 
преподаватель, аспирант кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Korolev O. K. Kratkiy entsiklopedicheskiy slovar' dzhaza, rok- i pop-muzyki: terminy i ponyatiya. — M.: Muzyka, 2002.
2. Kurysheva T.A. Teatral'nost' i muzyka. — M.: Sov. kompozitor, 1984.
3. Lotman Yu.M. Kukly v sisteme kul'tury // Izbrannye stat'i. V 3 t. T. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. — Tallin: Aleksandra, 1992. — S. 377–380.
4. Lotman Yu.M. Semiotika stseny // Stat'i po semiotike kul'tury i iskusstva. — SPb.: Akademicheskiy proekt, 2002. — S. 401–431.
5. Lotman Yu.M. Struktura khudozhestvennogo teksta. — M.: Iskusstvo, 1870. — (Semioticheskie issledovaniya po teorii iskusstva).
6. Lotman Yu.M. Tekst v tekste // Izbrannye stat'i. V 3 t. T. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. — Tallin: Aleksandra, 1992. — S. 148–160.
7. Smirnova N. I. Iskusstvo igrayushchikh kukol. Smena teatral'nykh sistem. — M.: Iskusstvo, 1983.
8. Uspenskiy B.A. Poetika kompozitsii. — SPb.: Azbuka, 2000.
9. Kheyzinga Y. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnya / per. s niderl. V.V. Oshisa. — M.: Progress, 1992.
10. Kholopova V.N. Sofiya Gubaydulina: monografiya. Interv'yu Entso Restan'o — Sofiya Gubaydulina. — Izd. 2-e, dop. — M.: Kompozitor, 2008.
11. Shaymukhametova L.N. Nekotorye sposoby organizatsii napryazheniya v muzykal'nom tekste (na primere sochineniy I.-S. Bakha) // Zvuk, intonatsiya, protsess / otv. red. L.N. Shaymukhametova. — M.: RAM im. Gnesinykh, 1998. — Vyp. 148. — S. 36–45.
12. Shaymukhametova L.N., Selivanets N.G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti. — Ufa, 1998.
13. Shaymukhametova L.N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy: uchebnoe posobie. — M.: RAM im. Gnesinykh, 1998.
14. Shirokova V. P. O prototipakh metroritmicheskoy organizatsii tematizma concerto-grosso v muzyke Barokko // Ritm i forma / red. N. Afonina, L. Ivanova; SPbGK im. N.A. Rimskogo-Korsakova. — SPb.: Soyuz khudozhnikov, 2002. — S. 58–96.