Об отражении времени в произведениях русских композиторов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natella V. Tchakhvadze

Аннотация

Русская музыка XIX-XX веков экспонирует модель времени-пространства, отличающуюся от утвердившейся в европейском искусстве Нового времени. Аналогичная воссозданной в литературе и живописи (Гоголь, Толстой, А. Волков, Н. Гончарова и др.), она отражает близкое мифопоэтическому восприятие времени. В большинстве музыкальных произведений архитектоническое начало преобладает над процессуальным. Как следствие, художественное время воспринимается как медленнотекущее; возникают картинные образы и образы "остановленного времени".
"Остановленные мгновения" – аналог иконописи, "дверь" (П. Флоренский) в иной мир. Трансформа времени из бегущего в пульсирующее осуществляется русскими композиторами в соответствии с национально-особенным восприятием и переживанием этой координаты картины мира.

Ключевые слова: русская музыка, пространство-время в музыке, медленнотекущее художественное время

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Tchakhvadze, N. V. (2008). Об отражении времени в произведениях русских композиторов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 3(2), 96–101. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/727
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Natella V. Tchakhvadze, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Чахвадзе Натэлла Владимировна – 
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры истории и теории музыки