«Лирическая поэма» В. А. Успенского в истории узбекской симфонической музыки
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор привлекает внимание к несправедливо забытому на-
следию русских композиторов, участвовавших в формиро-
вания профессионального музыкального искусства Востока,
в частности, Узбекистана. Необходимо пересмотреть роль
русских музыкантов в противовес наметившейся тенденции
трактовать их творчество лишь как фон для узбекских авто-
ров следующих поколений.
В статье рассматривается вокально-симфоническая «Ли-
рическая поэма» В. А. Успенского (1947). Анализ произведе-
ния в контексте традиционной музыки и классической поэзии
узбеков позволяет показать: впервые медитативная лирика,
восходящая к профессиональным жанрам национальной мо-
нодии выступила в качестве самодостаточного репрезентан-
та национального в симфоническом опусе русского автора.
Успенский первый синтезировал структурно-семантические
черты узбекского музыкально-литературного наследия (мако-
ма, катта-ашула, газели) и сонатной драматургии. Он пред-
восхитил будущее, наметив направление, по которому пошли
узбекские симфонисты 1970–1980-х годов.
Наибольшее количество прямых пересечений обна-
руживается при сравнении «Лирической поэмы» с поэмой
М. Таджиева «Любовь поэта». «Симфония-газель» М. Бо-
фоева развивает предложенную Успенским идею синтеза
структурно-семантических принципов – музыкальных и по-
этических. Предвосхищает Успенский и будущие образные
модификации, способы развития цитируемого макомного ма-
териала, типичные жанровые противопоставления в симфо-
ниях М. Махмудова, М. Таджиева. Т. Курбанов в Четвёртой и
Пятой симфониях обнаруживает ту же тенденцию к созданию
открытой формы, что и Успенский.
Таким образом, узбекские композиторы продолжили тра-
дицию, начало которой было положено автором «Лирической
поэмы». Это сочинение отразило своеобразие восточного ху-
дожественного мышления. Оно выдвинуло В. А. Успенского
в ряд основоположников узбекского симфонизма.
Ключевые слова: макомный симфонизм, композитор и
фольклор, В. А. Успенский, узбекская симфония
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bertel’s E. E. Izbrannye trudy. Navoi i Dzhami [Selected Works. Navoi and Dzhami]. Moscow: Nauka Press, 1965. 498 p.
3. Vyzgo T. S. Razvitie muzykal’nogo iskusstva Uzbekistana i ego svyazi s russkoy muzykoy [Development of the Musical Art of Uzbekistan and its Links to Russian Music]. Moscow: Muzyka Press, 1970. 320 p.
4. Vyzgo T. O kharakternykh tendentsiyakh razvitiya vokal’no-simfonicheskoy muzyki [Concerning the Characteristic Tendencies of Development of Music for Voices and Orchestra]. Muzykal’naya kul’tura Uzbekskoy SSR: sb. statey [The Musical Culture of the Uzbek Soviet Socialist Republic: Compilation of Articles]. Moscow: Muzyka Press, 1981, pp. 131–159.
5. Vyzgo T., Vyzgo-Ivanova I. Proizvedeniya dlya simfonicheskogo orkestra [Compositions for Symphony Orchestra]. Istoriya uzbekskoy sovetskoy muzyki: v 2-kh t. [History of the Music of Soviet Uzbekistan, vol. 1–2], vol. 1. Tashkent: Izdatelstvo literatury i iskusstva Mr. Ghulam, 1972, pp. 340–371.
6. Vyzgo-Ivanova I. Simfonicheskaya muzyka [Symphonic music]. Istoriya muzyki Sredney Azii i Kazakhstana [History of the Music of Central Asia and Kazakhstan]. Moscow: Muzyka Press, 1995, pp. 307–323.
7. Pekker Yan. V. A. Uspenskiy. Muzykal’no-etnograficheskaya i kompozitorskaya deyatel’nost’ v Uzbekistane i Turkmenii [V. A. Uspensky. Activities of Musical Ethnography and Composition in Uzbekistan and Turkmenistan]. Moscow: Muzgiz, 1953. 154 p.
8. Stebleva I. V. Semantika gazeley Babura [Semantics of the Gazels of Babur]. Moscow: Nauka Press, 1982. 326 p.
9. Uspenskiy V. A. Stat’i, vospominaniya, pis’ma [Uspensky V. A. Articles, Reminiscences, Letters]. Tashkent: Izdatelstvo literatury i iskusstva Mr. Ghulam, 1980. 384 p.
10. Yanov-Yanovskaya N. S. Uzbekskaya simfonicheskaya muzyka [Uzbek Symphonic Orchestral Music]. Tashkent: Izdatelstvo literatury i iskusstva Mr. Ghulam, 1979. 220 p.
11. Yanov-Yanovskaya N. S. Makomy i uzbekskaya simfonicheskaya muzyka (k probleme vzaimodeystviya vostochnogo i evropeyskogo professionalizma) [Makoms and Uzbek Symphonic Orchestral Music (the Problem of Cultural Interaction between Eastern and European Professionalism)]. Sovetskaya muzykal’naya kul’tura. Istoriya. Traditsii. Sovremennost’: sb. statey [Soviet Musical Culture. History. Traditions. Present: Compilation of Articles]. Moscow: Muzyka Press, 1980, pp. 107–135.