К вопросу о генезисе музыкальных инструментов саами

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Igor V. Solovyov

Аннотация

Описание музыкальных инструментов малой арктической народности саами на протяжении их этнической истории характеризовалось сугубо фрагментарным характером. В изучении древней инструментальной музыкальной культуры саами перспективным представляется комплексный системно-этнофонический метод. Он предполагает синхронное исследование инструментария в контексте этноисторическом, археологическом, природно-географическом, социокультурном, художественно-эстетическом. Данные положения позволят максимально приблизиться к цели, а также  наметить пути реконструкции музыкальных явлений  традиционной культуры саами в совершенно новом аспекте – раскрытии истинной природы инструментального начала.

Ключевые слова: этноинструментоведение,  фольклор саами, традиционная культура, генезис традиционных инструментов

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Solovyov, I. V. (2008). К вопросу о генезисе музыкальных инструментов саами. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 3(2), 45–51. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/719
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Igor V. Solovyov, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Соловьев Игорь Владимирович – 
преподаватель кафедры музыки финно-угорских народов
Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова,
аспирант Российского института истории искусств (сектор инструментоведения)

Библиографические ссылки

1. Ablova A. Zvonkovyy kamen': k probleme interpretatsii arkheologicheskogo muzykal'nogo pamyatnika Karelii // Teoriya, istoriya, psikhologiya muzykal'nogo iskusstva. — Petrozavodsk, 1990. — S. 69–71.
2. Vize V. Loparskaya muzyka // Izvestiya Arkhangel'skogo obshchestva izucheniya Russkogo Severa. — 1911. — № 6. — S. 481–486.
3. Vestman A. Nekotorye obryady zapadnykh saamov // Kul'turnoe i prirodnoe nasledie Belogo morya. — Petrozavodsk, 2002. — S. 70–73.
4. Bol'shakova N. P. Zhizn' obychai i mify Kol'skikh saamov v proshlom i nastoyashchem. — Murmansk: Murmanskoe kn. izd-vo, 2005.
5. Bossi R. Laplandtsy. Okhotniki za severnymi olenyami. — M.: Tsentropoligraf, 2004.
6. Brodskiy I. K izucheniyu muzyki narodov Severa RSFSR // Traditsionnoe i sovremennoe narodnoe muzykal'noe iskusstvo: sb. tr. / GMPI im. Gnesinykh. — M., 1976. — Vyp. 29. — S. 244–257.
7. Gurinov V. Sud'ba «Luyav'ra» // Zhivaya Arktika. — 1999. — № 2. — S. 30.
8. Danilova D. Vliyanie tsirkumpolyarnykh polyusov Zemli na formirovanie noobnogeosfery i noobnogeosfernoy lichnosti [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscence/18.03/00.Danilova.htp.
9. Ivanova Yu. Ivovye svistki, voprosy proiskhozhdeniya i rasprostraneniya // Muzykal'noe finno-ugrovedenie: aktual'nye problemy natsional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. — Petrozavodsk, 2004. — S. 74–80.
10. Kiselev A., Kiseleva T. Sovetskie saamy: istoriya, ekonomika, kul'tura. — 2-e izd., pererab. i dop. — Murmansk, 1987. — S. 310–311.
11. Manyukhin I. Proiskhozhdenie saamov (opyt kompleksnogo issledovaniya). — Petrozavodsk: KarNTs RAN, 2002.
12. Matsievskiy I. Narodnaya instrumental'naya muzyka kak fenomen kul'tury. — Almaty: Dayk-Press, 2007.
13. Mel'nikov I. Svyatilishcha drevney Karelii. — Petrozavodsk, 1998.
14. Mizin V. Laboratoriya al'ternativnoy istorii. Seydy, megality russkoy Arktiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.lah.ru/text/mizin/seid4.htm.
15. Popov A. Tayny kamennykh znakov // Nauka i zhizn'. — 1964. — № 6. — S. 135.
16. Prokof'eva E. Shamanskie bubny [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ethno/index.Htm.
17. Sidorov A. Znakharstvo, koldovstvo i porcha u narodov Komi. — L., 1928.
18. Solov'ev I. Muzykal'nye instrumenty saami v istorii kul'tury // Muzykal'nye instrumenty v istorii kul'tury. — SPb., 2006. — S. 65–67.
19. Solov'ev I. O muzykal'nom instrumentarii saamov: nekotorye utochneniya klassifikatsii // Kul'turnye kody dvukh tysyacheletiy: traditsionnye kul'tury: lokalizatsiya i dinamika. — Petrozavodsk, 2000. — Vyp. 1. — S. 89–92.
20. Stolyar A., Savvateev Yu. O nekotorykh vozmozhnostyakh izobrazitel'nogo analiza pisan'itsy Astuvansaali // Pervobytnoe iskusstvo. — Novosibirsk: Nauka, 1976.
21. Titov Yu. Labirinty i seydy. — Petrozavodsk, 1974.
22. Travina I. K. Saamskie narodnye pesni. — M.: Sov. kompozitor, 1987.
23. Khaydu P. Ural'skie yazyki i narody. — M., 1985.
24. Khomich L. V. Saamy. — SPb.: Prosveshchenie, 1999.
25. Sheykin Yu. I. Muzykal'naya kul'tura narodov severnoy Azii. — Yakutsk: RDNT, 1996.
26 Severnaya entsiklopediya / sost. E.R. Akbal'yan. — M.: Evropeyskie izdaniya: Severnye prostory, 2004.
27. Saamy // Narody Rossii: entsiklopediya. — M., 1994.
28. The Saami: A cultural encyclopedia. — Vammala: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2005.
29. Emsheimer E. Studia ethnomusicologica eurasiatica / Ernst Emsheimer. — Stockholm: Musikhistoriska museet, 1964.
30. Manker E. Die Lappische Zaubertrommel. Eine ethnologische Monographie Die Trommel als Denkmal materieller Kultur (Acta Lapponica I). — Stochholm, 1938; II. Die Trommel als Urkunde geistigen Lebens (ebda. VI). — Stochholm, 1950.
31. Vorren O., Manker E. Lapps life and customs. — Oslo; London, 1962.
32. Spencer A. Lapps. — UK, 1978.