Русская историческая опера первой половины XIX века: к вопросу становления жанра

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Yelena V. Smagina

Аннотация

Настоящая статья посвящена истории становления и поэтики жанра русской исторической оперы первой половины XIX века. В качестве нового аспекта изучения жанра автор предлагает идею прочтения художественных текстов исторической оперы в контексте духовной парадигмы эпохи (на примере «Аскольдовой могилы» Верстовского и «Жизни за царя» Глинки).

Ключевые слова: история музыки, русская историческая опера, оперная поэтика

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Smagina, Y. V. (2009). Русская историческая опера первой половины XIX века: к вопросу становления жанра. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 5(2), 154–159. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/662
Раздел
Музыкальный стиль и жанр
Биография автора

Yelena V. Smagina, Волгоградский институт искусств им. П. А. Серебрякова

Смагина Елена Владимировна – 
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры истории и теории музыки,
проректор по научной работе

Библиографические ссылки

1. Asaf'ev B. Kompozitor iz pleyady slavyano-rossiyskikh bardov: Aleksey Nikolaevich Verstovskiy // Izbrannye trudy. T. 4. — M., 1955. — S. 59–64.
2. Asaf'ev B. Kompozitory pervoy poloviny XIX veka // Izbrannye trudy. T. 4. — M., 1955. — S. 46–58.
Blagova T. Sobornost' kak filosofskaya kategoriya u Khomyakova // Slavyanofil'stvo i sovremennost'. — SPb., 1994. — S. 178–293.
3. Gozenpud A. Muzykal'nyy teatr v Rossii ot istokov do Glinki. — L., 1959.
4. Keldysh Yu. A. N. Verstovskiy // Istoriya russkoy muzyki. V 10 t. T. 4. — M., 1986. — S. 97–131.
5. Kiseleva L. Stanovlenie russkoy natsional'noy mifologii v nikolaevskuyu epokhu (susaninskiy syuzhet) // Lotmanovskiy sbornik. — M., 1997. — Vyp. 2. — S. 279–303.
6. Neyasova I. Russkaya istoricheskaya opera XIX veka (k probleme tipologii zhanra): avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — Magnitogorsk, 2000.
7. Pushkin A. Karamzin // Sobr. soch. V 10 t. T. 7. — M., 1976. — S. 238–240.
8. Rudnitskaya E. Russkaya mysl' pushkinskogo perioda // Otechestvennaya istoriya. — 1999. — № 3. — S. 3–24.
9. Serov A. Verstovskiy i ego znachenie dlya russkogo iskusstva // Izbrannye stat'i. — M., 1957. — S. 44–48.
10. Smagina E. «Kompleks ekten'i» kak spetsificheskaya cherta khudozhestvennoy kontseptsii «Zhizni za tsarya» Glinki // Materialy «Serebryakovskikh nauchnykh chteniy». V 2 kn. Kn. 1. — Rostov n/D; Volgograd, 2004. — S. 54–84.
11. Stennik Yu. Ob istokakh slavyanofil'stva v russkoy literature XVIII veka // Slavyanofil'stvo i sovremennost'. — SPb., 1994. — S. 10–22.
12. Tyshko S. Problema natsional'nogo stilya v russkoy opere. Glinka. Musorgskiy. Rimskiy-Korsakov. — Kiev, 1993.
13. Shcherbakova-Mnatsakanyan M. Zabytyy russkiy kompozitor // Sovetskaya muzyka. — 1987. — № 8. — S. 101–108.
14. Shcherbakova M. Muzyka v russkoy drame: 1756 — I polovina XIX v.: monografiya. — SPb., 1997.