Формульно-попевочная вариантность как принцип развития мелодических форм в русской духовной музыке рубежа XIX-XX веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Jamilya G. Kapitonova

Аннотация

В статье рассматривается эффект сохранения и преобразования художественного канона Рождеству Христову в авторской интерпретации композиторов конца XIX – начала XX веков. Автор статьи анализирует каноны и ирмосы  композиторов А. Кастальского, Н. Компанейского, Д. Аллеманова; сопоставляет использование завершающих кадансовых оборотов-архетипов знаменного распева в песнопениях, обозначает авторскую инициативу с точки зрения гармонизации мелодической линии, ритмических, темповых  и фактурных особенностей.

Ключевые слова: русская духовная музыка, Новое направление в русской духовной музыке, рождественский канон, знаменные распев

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kapitonova, J. G. (2009). Формульно-попевочная вариантность как принцип развития мелодических форм в русской духовной музыке рубежа XIX-XX веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 5(2), 102–107. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/652
Раздел
Русская духовная музыка
Биография автора

Jamilya G. Kapitonova, Дальневосточный государственный технический университет им. В. В. Куйбышева

Капитонова Жамиля Газизьяновна – 
аспирантка кафедры искусствоведения

Библиографические ссылки

1. Alekseeva G. V. Vizantiysko-russkaya pevcheskaya paleografiya: praktikum. — Vladivostok, 2005.
2. Arkh. Filaret Gumilevskiy. Istoricheskiy obzor pesnopevtsev i pesnopeniy grecheskoy tserkvi. – SPb.; Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 1995.
3. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie russkoy pravoslavnoy tserkvi. V 2 t. T. 2. — M., 2004.
4. Kastal'skiy A. D. O moey muzykal'noy kar'ere i mysli moi o tserkovnoy muzyke // Nasledie. Muzykal'nye sobraniya. — M., 1990.
5. Lotman Yu. M. Kanonicheskoe iskusstvo kak informatsionnyy paradoks // Izbrannye stat'i. V 3 t. T. 1. — Tallin, 1992.
6. Mineya prazdnichnaya. — M.: Izdatel'skiy sovet Russkoy pravoslavnoy tserkvi, 2002.
7. Parfent'eva N.V., Parfent'ev N.P. Drevnerusskie traditsii v russkoy dukhovnoy muzyke XX veka. — Chelyabinsk, 2000.
8. Rakhmanova M. P. Novoe napravlenie v dukhovnoy muzyke: istoricheskie tendentsii i khudozhestvennye protsessy // Istoriya russkoy muzyki. T. 10 B. — M.: Muzyka, 2004.
9. Shcherba L. V. Izbrannye raboty po yazykoznaniyu i fonetike. T. 1. — L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1958.
10. Schiodt N. A problem of formul in medieval musik, with a special view on the final cadences in the Sticherarion Coislin 42 // Acta musicologica. — Bydgoszez, 1985.