Чему учить студентов? Современные проблемы гармонии: дискуссии и решения
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье предлагается авторская концепция «двухслойного» курса гармонии: один из них в целом соответствует традиционной дисциплине – в нём даются базовые знания; другой, определяемый современными проблемами гармонии, посвящается самым острым и спорным вопросам, обсуждение которых намечается в связи с темами «Лад и роды интервальных систем», «Диатоника и хроматика», «Ладовое развитие», «Теория функций», «Полиопорность», «Фактура», «Понятие гармонии». Пафос статьи не определяется стремлением дать жёсткие и окончательные формулировки. Автор руководствуется другой целью: привить студентам интерес к самим проблемам – сложным, неодинаково и неоднозначно решаемым, охватывающим весь массив музыки, но всегда направленным к постижению современной гармонии.
Ключевые слова: музыкальное образование, проблемы преподавания, музыкально-теоретические дисциплины, современная гармония, лад
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bershadskaya T. Lektsii po garmonii. – L., 1978.
3. Vizel' Z. O klassifikatsii tipov faktury (utochnenie klassifikatsii i terminologii osnovnykh ponyatiy faktury) // Problemy muzykal'noy faktury / GMPI im. Gnesinykh. – M., 1982. – Vyp. 59. – S. 4–18.
4. Gulyanitskaya N. Vvedenie v sovremennuyu garmoniyu. – M., 1984.
5. Koptev O. O yavleniyakh poliladovosti, politonikal'nosti i politonal'nosti v narodnom tvorchestve // Problemy lada. – M., 1972. – S. 191 – 207.
6. Lebedev S. Uchenie o khromatike Marketto iz Padui // Problemy teorii zapadnoevropeyskoy muzyki (XII – VII vv.). – M., 1983. – S. 34 – 59.
7. Politonal'nost' // Muzykal'naya entsiklopediya: v 6 t. – M., 1973. – T. 4. – Stb. 337 – 339.
8. Roytershteyn M. Khromatizm li? // Sovetskaya muzyka. – 1969. – № 8.
9. Roytershteyn M. Vvedenie v analiz garmonii. – M., 1984.
10. Skrebkov S. Khudozhestvennye printsipy muzykal'nykh stiley. – M., 1973.
11. Tarakanov M. Problemy lada i tonal'nosti v trekh knigakh o Prokof'eve // Muzykal'nyy sovremennik. – M., 1973. – Vyp. 1. – S. 292 – 325.
12. Trembovel'skiy E. Poliopornost' // Muzykal'naya akademiya. – 1994. – № 4. – S. 78 – 81.
13. Trembovel'skiy E. Stil' Musorgskogo. Lad, garmoniya, sklad. – M., 1999.
14. Trembovel'skiy E. Geterofoniya: tipologiya faktur – evolyutsiya tkani // Muzykal'naya akademiya. – 2001. – № 4. – S. 165 – 175.
15. Tyulin Yu. Uchenie o garmonii. – M., 1966.
16. Kholopova V. Faktura. – M., 1979.
17. Kholopov Yu. Ocherki sovremennoy garmonii. – M., 1974.
18. Kholopov Yu. Garmoniya. Teoreticheskiy kurs. – M., 1988.