Черты зрелого стиля Д. Д. Шостаковича в Первом фортепианном концерте

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anna A. Zondereger

Аннотация

В статье рассматриваются многообразные проявления типологических черт стиля Шостаковича в его Первом фортепианном концерте. Наблюдения проводятся на уровне общей концепции и жанровой специфики, драматургии и композиции, языка,  приёмов концертирования и инструментально-ансамблевого письма. Опираясь на результаты системного анализа, автор  приходит к выводам о том, что Концерт следует рассматривать не только как юношеский эксперимент, но и как важную веху на пути утверждения индивидуального стиля композитора; период первой половины 30-х годов заслуживает специального выделения в общей периодизации творчества  Шостаковича.

Ключевые слова: композиторы России, музыкальный стиль, периодизация творчества Шостаковича, фортепианный концерт

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Zondereger, A. A. (2010). Черты зрелого стиля Д. Д. Шостаковича в Первом фортепианном концерте. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 6(1), 151–156. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/620
Раздел
Музыкальный стиль и жанр
Биография автора

Anna A. Zondereger, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Зондерегер Анна Александровна – 
старший преподаватель кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Akopyan L. Dmitriy Shostakovich: opyt fenomenologii tvorchestva. – SPb.: Dmitriy Bulanin, 2004.
2. Aranovskiy M. Pyatnadtsataya simfoniya
D. Shostakovicha i nekotorye voprosy muzykal'noy semantiki // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. – L.: Muzyka, 1977. – Vyp. 15. – S. 55–94.
3. Asaf'ev B. O tvorchestve Shostakovicha i ego opere «Ledi Makbet» // Asaf'ev B. (Igor' Glebov) Ob opere: izbr. st. – L.: Muzyka, 1976. – S. 308–317.
4. Bonfel'd M. XX vek: smekh skvoz' zhanr // Iskusstvo XX veka: Paradoksy smekhovoy kul'tury:
sb. st. – N. Novgorod, 2001. – S. 117–125.
5. Druskin M. S. Drug // Druskin M. Issledovaniya. Vospominaniya. – L.; M. : Sov. kompozitor, 1977. – S. 224–246.
6. Druskin M. Shostakovich v 20-e gody // Druskin M. Ocherki. Stat'i. Zametki. – L.: Sov. kompozitor, 1987. – S. 45–59.
7. Klimovitskiy A. Shostakovich i Betkhoven (Nekotorye istoriko-kul'turnye paralleli) // Traditsii muzykal'noy nauki: sb. issled. st. / red.-sost. L. G. Kovnatskaya. – L.: Sov. kompozitor, 1989. –
S. 177–205.
8. Mazel' L. Etyudy o Shostakoviche: stat'i i zametki o tvorchestve. – M.: Sov. kompozitor, 1986.
9. Orlov G. Simfonizm Shostakovicha na perelome // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. – L.: Muzyka, 1971. – Vyp. 10. – S. 3–31.
10. Sabinina M. Shostakovich // Muzyka XX veka: ocherki. V 2 ch., ch. 2, kn. 4. – M.: Muzyka, 1984. – S. 75–114.
11. Syrov V. Shostakovich i muzyka byta. Razmyshleniya ob otkrytosti stilya kompozitora // Shostakovich: mezhdu mgnoveniem i vechnost'yu. Dokumenty, materialy, stat'i. – SPb.: Kompozitor (Sankt-Peterburg), 2000. – S. 626–660.
12. Fedorova L. «Peterburgskiy tekst» i akmeizm. Sovremennye aspekty izucheniya tvorchestva
D. D. Shostakovicha 20-kh godov [Elektronnyy resurs]. – URL: http://www.rostcons.ru/intconf_2008/mat_fedorova.htm#1.
13. Khentova S. V mire Shostakovicha. – M.: Kompozitor, 1995.
14. Khentova S. Shostakovich-pianist. – L.: Muzyka, 1964.
15. Kholopov Yu. Novaya garmoniya: Stravinskiy, Prokof'ev, Shostakovich // Russkaya muzyka i XX vek / red.-sost. M. Aranovskiy. – M.: GII Ministerstva kul'tury RF, 1997. – S. 433–460.
16. Chigareva E. Tema dlinoyu v tseluyu zhizn': Bobrovskiy o Shostakoviche // Muzykal'naya akademiya. – 2006. – № 3. – S. 128–136.