Виды настроек на хордофонах Центральной Азии

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Saule I. Utegalieva

Аннотация

Автор впервые рассматривает виды настроек на лютневых хордофонах Центральной Азии в их связи с натурально-обертоновым (гармоническим) рядом. Октавный, квинтовый и квартовый, а также другие виды строев, получившие распространение в инструментальной и вокально-инструментальной музыке тюркоязычных народов, соответствуют 2, 3 и 4 гармоникам натурального ряда. Они являются фиксаторами определённых этапов в освоении музыкального пространства (в том числе регистров), регуляторами в соотношении бурдона и мелодии, показателями звуковысотной зоны «утолщённого тона».

Ключевые слова: музыкальная культура Центральной Азии, музыкальная акустика, этноорганолония, хордофоны, казахская домбра, кюй, маком/мугам 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Utegalieva, S. I. (2010). Виды настроек на хордофонах Центральной Азии. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 6(1), 127–131. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/616
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Saule I. Utegalieva, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

Утегалиева Сауле Исхаковна – 
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры музыковедения

Библиографические ссылки

1. N. A. Garbuzov – muzykant, issledovatel', pedagog. – M., 1980.
2. Gullyev Sh. Turkmenskaya muzyka (nasledie). – Almaty, 2003.
3. Esenuly A. [G. Eleusizkyzy] Kuy kerueni. – Almaty, 1997. – [Na kaz. yaz.].
4. Esenuly A. [G. Eleusizkyzy] Kuy kasterli auez. – Almaty, 1998. – [Na kaz. yaz.].
5. Zhubanov A. Kazakhskiy muzykal'nyy instrument – dombra // Muzykoznanie. – Alma-Ata, 1976. – Vyp. 8-9. – S. 8-20.
6. Ikhtisamov Kh. K probleme sravnitel'nogo izucheniya dvukhgolosnogo gortannogo peniya i instrumen-tal'noy muzyki u tyurkskikh i mongol'skikh narodov // Narodnye muzykal'nye instrumenty i instrumen-tal'naya muzyka: sb. st. i mater. V 2 ch. Ch. 2. – M., 1988. – S. 197-216.
7. Karomatov F. Uzbekskaya instrumental'naya muzyka. Nasledie. – Tashkent, 1972.
8. Kurmangazy. Saryarka. Kuyler / sost. K. Akhmed'yarov. – Almaty, 1995. – [Na kaz. yaz.].
9. Matsievskiy I. Narodnaya instrumental'naya muzyka kak fenomen kul'tury. – Almaty, 2007.
10. Nazaykinskiy E. Ekmelika. Zal'tsburg (informatsionno-analiticheskiy obzor). – M., 1997. – Rukopis'.
11. Svobodov V. Rol' evropeyskogo smychkovogo instrumentariya v stanovlenii ladovogo myshleniya // Muzykovedenie. – 2006. – № 2. – S. 17-22.
12. Tungyshuly E. Atadan mura. – Almaty, 1999. – [Na kaz. yaz.].
13. Uspenskiy V., Belyaev V. Turkmenskaya muzyka. – M., 1928.
14. Utegalieva S. O zvukovysotnoy zone nastroyki kazakhskoy dombry // Utegalieva S. Khordofony Tsentral'noy Azii. – Almaty, 2006. – S. 73-84.
15. Utegalieva S. Traditsionnye i sovremennye muzykanty o vysote dombrovogo stroya // Utegalieva S. Khordofony Tsentral'noy Azii. – Almaty, 2006. – S. 85-94.
16. Kholopov Yu. Garmoniya. Teoreticheskiy kurs. – M., 1998.
17. Shtumpf K. Proiskhozhdenie muzyki / per. s nem. Yu. Vaynkopa; red. i predisl. S. Ginzburga. – L., 1927.