Виды настроек на хордофонах Центральной Азии
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор впервые рассматривает виды настроек на лютневых хордофонах Центральной Азии в их связи с натурально-обертоновым (гармоническим) рядом. Октавный, квинтовый и квартовый, а также другие виды строев, получившие распространение в инструментальной и вокально-инструментальной музыке тюркоязычных народов, соответствуют 2, 3 и 4 гармоникам натурального ряда. Они являются фиксаторами определённых этапов в освоении музыкального пространства (в том числе регистров), регуляторами в соотношении бурдона и мелодии, показателями звуковысотной зоны «утолщённого тона».
Ключевые слова: музыкальная культура Центральной Азии, музыкальная акустика, этноорганолония, хордофоны, казахская домбра, кюй, маком/мугам
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gullyev Sh. Turkmenskaya muzyka (nasledie). – Almaty, 2003.
3. Esenuly A. [G. Eleusizkyzy] Kuy kerueni. – Almaty, 1997. – [Na kaz. yaz.].
4. Esenuly A. [G. Eleusizkyzy] Kuy kasterli auez. – Almaty, 1998. – [Na kaz. yaz.].
5. Zhubanov A. Kazakhskiy muzykal'nyy instrument – dombra // Muzykoznanie. – Alma-Ata, 1976. – Vyp. 8-9. – S. 8-20.
6. Ikhtisamov Kh. K probleme sravnitel'nogo izucheniya dvukhgolosnogo gortannogo peniya i instrumen-tal'noy muzyki u tyurkskikh i mongol'skikh narodov // Narodnye muzykal'nye instrumenty i instrumen-tal'naya muzyka: sb. st. i mater. V 2 ch. Ch. 2. – M., 1988. – S. 197-216.
7. Karomatov F. Uzbekskaya instrumental'naya muzyka. Nasledie. – Tashkent, 1972.
8. Kurmangazy. Saryarka. Kuyler / sost. K. Akhmed'yarov. – Almaty, 1995. – [Na kaz. yaz.].
9. Matsievskiy I. Narodnaya instrumental'naya muzyka kak fenomen kul'tury. – Almaty, 2007.
10. Nazaykinskiy E. Ekmelika. Zal'tsburg (informatsionno-analiticheskiy obzor). – M., 1997. – Rukopis'.
11. Svobodov V. Rol' evropeyskogo smychkovogo instrumentariya v stanovlenii ladovogo myshleniya // Muzykovedenie. – 2006. – № 2. – S. 17-22.
12. Tungyshuly E. Atadan mura. – Almaty, 1999. – [Na kaz. yaz.].
13. Uspenskiy V., Belyaev V. Turkmenskaya muzyka. – M., 1928.
14. Utegalieva S. O zvukovysotnoy zone nastroyki kazakhskoy dombry // Utegalieva S. Khordofony Tsentral'noy Azii. – Almaty, 2006. – S. 73-84.
15. Utegalieva S. Traditsionnye i sovremennye muzykanty o vysote dombrovogo stroya // Utegalieva S. Khordofony Tsentral'noy Azii. – Almaty, 2006. – S. 85-94.
16. Kholopov Yu. Garmoniya. Teoreticheskiy kurs. – M., 1998.
17. Shtumpf K. Proiskhozhdenie muzyki / per. s nem. Yu. Vaynkopa; red. i predisl. S. Ginzburga. – L., 1927.