Понятие «профессионализма устной традиции» и казахская песенная культура: новые и старые вопросы
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена проблеме профессионализма устной традиции,
которая впервые привлекла внимание музыковедов
СССР в 1970-е годы. кардинальные изменения, происшедшие
в представлениях о музыкальной культуре ХХ века,
включающей сегодня множество «новых музыкально-творческих
видов» (в. конен), не существовавших ранее форм
народного творчества (типа узбекских бастакоров, казахских
самодеятельных авторов-песенников), знакомство с музыкальными
традициями разных континентов способствовали
тому, что наука стала активнее осваивать сферу социально-
культурного бытия народной музыки. Автор акцентирует необходимость
социологического подхода к данному явлению
и предлагает разделить искусствоведческий и социологический
подходы с тем, чтобы рассматривать профессионализм
прежде всего как социальный феномен. Тем самым достигается
возможность операционального использования данной
категории. в статье приводятся мнения авторитетных музыковедов-
фольклористов о профессионализме в народной
культуре.
Ключевые слова: профессионализм устной традиции,
музыкальная культура казахстана, социологический и искусствоведческий
подход, культурно-исторический подход
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseev E. E. Fol’klor v kontekste sovremennoy kul’tury. Rassuzhdeniya o sud’bakh narodnoy pesni [Folk Music in the Context of Contemporary Culture. Discourses on the Fate of the Folk Song]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1988. 238 p.
3. Amanov B. Zh., Mukhambetova A. I. Natsional’noe I internatsional’noe v muzyke sovetskogo Kazakhstana (k probleme kyuya) [National and International Elements in the Music of Soviet Kazakhstan (to the Problem of the Kyuy)]. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek [Kazakh Traditional Music and the 20th Century]. Almaty: Dayk-press, 2002, pp. 306–307.
4. Drozhzhina M. N. Ob odnoy tendentsii v izuchenii muzykal’noy kul’tury Irana [About One Trend in Studies of the Musical Culture of Iran ]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, no. 1 (10), pp. 189–192.
5. Elemanova S. A. Aktual’nye problemy izucheniya professionalizma ustnoy traditsii v pesennoy kul’ture kazakhov [Topical Problems in Studies of the Professionalism of Oral Traditions in the Song Culture of the Kazakhs]. Istoricheskie vzaimosvyazi muzykal’nykh kul’tur: sb. nauch. tr. [The Historical Interrelationship of Musical Cultures: Collection of Scholarly Articles]. St. Petersburg State N.A. Rimsky-Korsakov Conservatory. St. Petersburg, 2002, pp. 57–74.
6. Elemanova S. A. Ponyatie traditsionnosti i professionalism ustnoy traditsii [The Concept of Traditional Aspects and Professionalism of the Oral Tradition]. Nasledie tyurkskoy kul’tury (istoricheskiy obzor kazakhskoy traditsionnoy muzyki) [The Heritage of Turkic Culture (A Historical Review of the Kazakh Traditional Music)]. Almaty: Kantana-press, 2012. 408 p.
7. Elemanova S. A. O professionalizme v kazakhskoy dorevolyutsionnoy muzykal’noy kul’ture [On Professionalism in the Pre-revolutionary Kazakh Musical Culture]. Izvestiya AN KazSSR. Seriya ilologicheskaya [Proceedings of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR. Philological Series]. Almaty, 1981, no. 4, pp. 49–56.
8. Karomatov F. M. Makomat v usloviyakh sovremennosti [The Makomat in the Conditions of the Present Times]. Professional’naya muzyka ustnoy traditsii narodov Blizhnego i Srednego Vostoka i sovremennost’ [Professional Music of the Oral Tradition of the Peoples of the Middle East and Central Asia and Modernity: History, Problems of Conservation and Development]. Bishkek, 2004, pp. 8–15.
9. Kvitka K. V. O professional’nykh narodnykh pevtsakh i muzykantakh (programma dlya issledovaniya ikh zhizni I byta) [On Professional Folk Singers and Musicians (Program for Research of their Life and Living Conditions)]. Izbrannye trudy v 2 t. T. 2 [Selected Works in 2 Volumes. Vol. 2]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1973. 424 p.
10. Matsievskiy I. V. Osnovnye problemy i aspekty izucheniya narodnykh muzykal’nykh instrumentov i instrumental’noy muzyki [The Basic Issues and Aspects of Research of Folk Musical Instruments and Instrumental Music]. Narodnye muzykal’nye instrumenty i instrumental’naya muzyka: sb. st. I mater. v 2 ch. Ch. 1 [Folk Musical Instruments and Instrumental Music: a Collection of Articles and Materials. In 2 Parts, Part 1]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1987, pp.12–13.
11. Polozov S. P. Ponyatie informatsii i «informatsionnyy podkhod» v issledovaniyakh M. G. Aranovskogo [The Concept of Information and “Information Approach” in the Research of M. G. Aranovskii]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, no. 1 (10), p1p. . 6–1
12. Sokhor A. N. Sotsiologiya i muzykal’naya kul’tura [Sociology and Musical Culture]. Voprosy sotsiologii i estetiki muzyki: sb. st. [Issues of Aesthetics and Sociology of Music: a Compilation of Articles]. Leningrad, 1980, pp. 66–67.
13. Shakhnazarova N. G. Muzyka Vostoka i muzyka Zapada. Tipy muzykal’nogo professionalizma [Music of the East and the Music of the West. Types of Musical Professionalism]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1983. 153 p.