Понятие «профессионализма устной традиции» и казахская песенная культура: новые и старые вопросы

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Saida A. Elemanova

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессионализма устной традиции,
которая впервые привлекла внимание музыковедов
СССР в 1970-е годы. кардинальные изменения, происшедшие
в представлениях о музыкальной культуре ХХ века,
включающей сегодня множество «новых музыкально-творческих
видов» (в. конен), не существовавших ранее форм
народного творчества (типа узбекских бастакоров, казахских
самодеятельных авторов-песенников), знакомство с музыкальными
традициями разных континентов способствовали
тому, что наука стала активнее осваивать сферу социально-
культурного бытия народной музыки. Автор акцентирует необходимость
социологического подхода к данному явлению
и предлагает разделить искусствоведческий и социологический
подходы с тем, чтобы рассматривать профессионализм
прежде всего как социальный феномен. Тем самым достигается
возможность операционального использования данной
категории. в статье приводятся мнения авторитетных музыковедов-
фольклористов о профессионализме в народной
культуре.

Ключевые слова: профессионализм устной традиции,
музыкальная культура казахстана, социологический и искусствоведческий
подход, культурно-исторический подход

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Elemanova, S. A. (2014). Понятие «профессионализма устной традиции» и казахская песенная культура: новые и старые вопросы. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 57–62. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/59
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Saida A. Elemanova, Казахский национальный университет искусств

Саида Абдрахимовна Елеманова – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры музыковедения

Библиографические ссылки

1. Azizi F. A. Makom i falak kak yavleniya professional’nogo traditsionnogo muzykal’nogo tvorchestva tadzhikov: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Maqom and Falak as Phenomena of Professional Traditional Musical Culture of the Tajiks: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts], Novosibirsk, 2009 g. 48 p.
2. Alekseev E. E. Fol’klor v kontekste sovremennoy kul’tury. Rassuzhdeniya o sud’bakh narodnoy pesni [Folk Music in the Context of Contemporary Culture. Discourses on the Fate of the Folk Song]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1988. 238 p.
3. Amanov B. Zh., Mukhambetova A. I. Natsional’noe I internatsional’noe v muzyke sovetskogo Kazakhstana (k probleme kyuya) [National and International Elements in the Music of Soviet Kazakhstan (to the Problem of the Kyuy)]. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek [Kazakh Traditional Music and the 20th Century]. Almaty: Dayk-press, 2002, pp. 306–307.
4. Drozhzhina M. N. Ob odnoy tendentsii v izuchenii muzykal’noy kul’tury Irana [About One Trend in Studies of the Musical Culture of Iran ]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, no. 1 (10), pp. 189–192.
5. Elemanova S. A. Aktual’nye problemy izucheniya professionalizma ustnoy traditsii v pesennoy kul’ture kazakhov [Topical Problems in Studies of the Professionalism of Oral Traditions in the Song Culture of the Kazakhs]. Istoricheskie vzaimosvyazi muzykal’nykh kul’tur: sb. nauch. tr. [The Historical Interrelationship of Musical Cultures: Collection of Scholarly Articles]. St. Petersburg State N.A. Rimsky-Korsakov Conservatory. St. Petersburg, 2002, pp. 57–74.
6. Elemanova S. A. Ponyatie traditsionnosti i professionalism ustnoy traditsii [The Concept of Traditional Aspects and Professionalism of the Oral Tradition]. Nasledie tyurkskoy kul’tury (istoricheskiy obzor kazakhskoy traditsionnoy muzyki) [The Heritage of Turkic Culture (A Historical Review of the Kazakh Traditional Music)]. Almaty: Kantana-press, 2012. 408 p.
7. Elemanova S. A. O professionalizme v kazakhskoy dorevolyutsionnoy muzykal’noy kul’ture [On Professionalism in the Pre-revolutionary Kazakh Musical Culture]. Izvestiya AN KazSSR. Seriya ilologicheskaya [Proceedings of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR. Philological Series]. Almaty, 1981, no. 4, pp. 49–56.
8. Karomatov F. M. Makomat v usloviyakh sovremennosti [The Makomat in the Conditions of the Present Times]. Professional’naya muzyka ustnoy traditsii narodov Blizhnego i Srednego Vostoka i sovremennost’ [Professional Music of the Oral Tradition of the Peoples of the Middle East and Central Asia and Modernity: History, Problems of Conservation and Development]. Bishkek, 2004, pp. 8–15.
9. Kvitka K. V. O professional’nykh narodnykh pevtsakh i muzykantakh (programma dlya issledovaniya ikh zhizni I byta) [On Professional Folk Singers and Musicians (Program for Research of their Life and Living Conditions)]. Izbrannye trudy v 2 t. T. 2 [Selected Works in 2 Volumes. Vol. 2]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1973. 424 p.
10. Matsievskiy I. V. Osnovnye problemy i aspekty izucheniya narodnykh muzykal’nykh instrumentov i instrumental’noy muzyki [The Basic Issues and Aspects of Research of Folk Musical Instruments and Instrumental Music]. Narodnye muzykal’nye instrumenty i instrumental’naya muzyka: sb. st. I mater. v 2 ch. Ch. 1 [Folk Musical Instruments and Instrumental Music: a Collection of Articles and Materials. In 2 Parts, Part 1]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1987, pp.12–13.
11. Polozov S. P. Ponyatie informatsii i «informatsionnyy podkhod» v issledovaniyakh M. G. Aranovskogo [The Concept of Information and “Information Approach” in the Research of M. G. Aranovskii]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, no. 1 (10), p1p. . 6–1
12. Sokhor A. N. Sotsiologiya i muzykal’naya kul’tura [Sociology and Musical Culture]. Voprosy sotsiologii i estetiki muzyki: sb. st. [Issues of Aesthetics and Sociology of Music: a Compilation of Articles]. Leningrad, 1980, pp. 66–67.
13. Shakhnazarova N. G. Muzyka Vostoka i muzyka Zapada. Tipy muzykal’nogo professionalizma [Music of the East and the Music of the West. Types of Musical Professionalism]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1983. 153 p.