Партитурные признаки текста клавирных сонат Д. Скарлатти
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются партитурные признаки клавирных уртекстов сонат Д. Скарлатти как возможность вариантного развёртывания клавира в различные ансамблевые составы. Даётся анализ смысловых структур, сигнализирующих о присутствии в тексте клавирной сонаты текстов неклавирного происхождения: оркестровых и камерно-инструментальных.
Ключевые слова: Д. Скарлатти, клавирная соната, уртекст, quasi-партитура, смысловые структуры текста, семантические фигуры
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva. – M.: Kompozitor, 1998.
3. Gordeeva E. V. Muzykal'naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p'esakh «Frantsuzskikh syuit» I.-S. Bakha // Problemy muzykal'noj nauki. – 2008. – №1 (2). – S. 198-202.
4. Gordeeva E. V. Muzykal'no-akusticheskoe prostranstvo kak soderzhatel'nyy komponent muzykal'nogo proizvedeniya (na primere klavirnykh tekstov barokko) // Muzykal'noe soderzhanie: sovremennaya nauchnaya interpretatsiya: sb. nauchnykh statey. – Rostov n/D:Rostovskaya gos. konservatoriya im. S. V. Rakhmaninova, 2006. – S. 351-357.
5. Gordeeva E. V. Ornament kak smyslovaya struktura teksta klavirnykh proizvedeniy I.-S. Bakha // Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel'stvo: tez. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 25 yanvarya 2008 g. / Tambovskiy gos. muz.-ped. in-t im. S. V. Rakhmaninova. – Tambov, 2008. – Ch. 1. – S. 16-18.
6. Gordeeva E. V. Tembrovaya variativnost' i akusticheskie obrazy muzykal'nykh instrumentov v «quasi-partiture» klavirnykh proizvedeniy I.-S. Bakha // Muzykal'naya semiotika: puti i perspektivy razvitiya: sb. st. po mater. II Mezhdunar. nauch. konferentsii «Muzykal'naya semiotika: puti i perspektivy razvitiya» 13-14 noyabrya 2008 g. – Astrakhan', 2008. – S. 93-97.
7. Gordeeva E. V. Syuzhetno-situativnyy znak «ansamblya solistov» i ego leksikografiya v klavirnykh sochineniyakh I.-S. Bakha // Ispolnitel'skoe iskusstvo i muzykovedenie. Paralleli i vzaimodeystviya: sb. st. Vseros. nauch. konf. 6-9 aprelya 2009 g. / GKA im. Maymonida. – M., 2009.
8. Kirichenko P. V. Intonatsionnaya leksika i artikulyatsiya plasticheskikh i ritoricheskikh figur v klavirnykh sochineniyakh barokko. – Ufa, 2002.
9. Kirichenko P. V. Tvorcheskoe vzaimodeystvie nachinayushchego pianista s klavirnym tekstom barokko // Muzykal'nyy tekst i ispolnitel'. – Ufa, 2004. – S. 57-72.
10. Kuznetsova N. M. Tvorcheskoe vzaimodeystvie ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I.-S. Bakha dlya klavira: dis. … kand. iskusstvovedeniya. – Ufa, 2005.
11. Kuznetsova N. M. Semantika muzykal'nogo dialoga v p'esakh «Notnoy tetradi Anny Magdaleny Bakh» // Muzykal'nyy tekst i ispolnitel'. – Ufa, 2004. – S. 39-56.
12. Okrainets I. A. Domeniko Skarlatti: cherez instrumentalizm k stilyu. – M.: Muzyka, 1994.
13. Petrov Yu. Skarlatti D. // Muzykal'naya entsiklopediya / gl. red. Yu. V. Keldysh. – M.: Sov. entsiklopediya, 1981. – T. 5. – Stb. 46-50.
14. Semantika starinnogo urteksta: sb. st. / otv. red. L. N. Shaymukhametova. – Ufa, 2002.
15. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy. – M.: Gos. in-t iskusstvoznaniya, 1999.
16. Shaymukhametova L. N., Kirichenko P. V. Intonatsionnye etyudy v klasse fortepiano. Rolevye igry i zadaniya po kompozitsii (na materiale klavirnoy muzyki zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII – XVIII vv.): ucheb. posobie. – Ufa, 2002.
17. Shaymukhametova L. N., Yusufbaeva G. R. Instruktivnye sochineniya I.-S. Bakha dlya klavira v praktike obucheniya tvorcheskomu muzitsirovaniyu. – Ufa, 1998.
18. Carole F. Vidali Alessandro and Domenico Scarlatti: A Guide to Research. – Garland Publishing, 1993.
19. Flannery M. A Chronological Order For The Keyboard Sonatas Of Domenico Scarlattti (1685-1757) (Studies in the History and Interpretation of Music). – Edwin Mellen Press, 2004.
20. Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. – Princeton, 1953; 1970.
21. Place A. de. Scarlatti. – Fayard, 2003.
22. Sutcliffe W. D. The Keyboard Sonatas of Domenico Scarlatti and Eighteenth-Century Musical Style.