Звуковая космография Н. А. Римского-Корсакова и Р. Вагнера

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Anna G. Fefelova

Аннотация

В статье рассматриваются принципы взаимодействия
сакрального и музыкального текстов опер Р. Вагнера и
Н. А. Римского-Корсакова. Основное внимание уделено аспекту
прямого взаимодействия с музыкальной тканью, которое
исследуется на материале оркестровых вступлений к операм.
По итогам анализа четырёх разноплановых образцов – начальных
разделов (до поднятия занавеса согласно авторским
ремаркам в партитуре) опер «Золото Рейна», «Сумерки богов»,
«Млада» и «Снегурочка» – прослеживаются как общие
черты, так и особенности воплощения мифоритуального начала
в каждом случае. Вступления к операм вагнеровского
«кольца» имеют сходный тип выражения мифоритуального
универсума в музыкальной ткани, тогда как корсаковские
оперы являют различные варианты взаимодействия, имеющие
как близкую вагнеровским («Снегурочка»), так и противоположную
природу.


Ключевые слова: миф, ритуал, опера, Рихард Вагнер,
Николай Римский-Корсаков, тетралогия

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Fefelova, A. G. (2014). Звуковая космография Н. А. Римского-Корсакова и Р. Вагнера. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 16–19. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/55
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Anna G. Fefelova, Государственный институт искусствознания

Анна Георгиевна Фефелова – аспирантка Cектора музыки

Библиографические ссылки

1. Asaf’ev B. V. Simfonicheskie etyudy [Symphonic Etudes]. Leningrad: Muzyka Press, 1970. 262 p.
2. Barsova I. A. Mifologicheskaya semantika vertikal’nogo prostranstva v orkestre R. Vagnera [The Mythological Semantics of Vertical Space in the Orchestra of Richard Wagner]. Problemy muzykal’nogo romantizma: sb. nauch. trudov LGITMiK [Issues of Musical Romanticism: Compilation of Scholarly Articles of the Leningrad State Institute of Theatre, Music and Cinematography]. Leningrad, 1987, pp. 59–75.
3. Lobanova M. N. Voploshchenie mifa v «Kol’tse nibelungov» R. Vagnera [The Embodiment of Myth of Richard Wagner’s “Ring of the Nibelungs”]. Problemy muzykal’noy nauki [Problems Musical Science]. Vol. 7. Moscow, 1989, pp. 266–290.
4. Neizdannyy Ivan Lapshin [The Unpublished Ivan Lapshin]. Compiled by L. G. Barsova. St. Petersburg: Press of the St. Petersburg Academy of Theatre Arts, 2006. 424 p.
5. Nikolayeva N. S. «Kol’tso nibelunga» Rikharda Vagnera [“The Ring of the Nibelungs” by Richard Wagner]. Moscow: Moscow Conservatory, 1997. 80 p.
6. Petrushevich Yu.Yu. Arkhetipicheskie motivy v opernom tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Archetypal Motives in the Operas of N. A. RimskyKorsakov: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Art]. Moscow], 2008. 200 p.
7. Porir’eva A. L. Vagnerovskiy mif i germanskiy epos (K voprosu o srednevekovykh istochnikakh «Kol’tsa nibelungov») [Wagner’s Myth and German Epic (Concerning the Question of the Medieval Sources of “Der Ring des Nibelungen”)]. Muzykal’naya kul’tura srednevekovya. Teoriya. Praktika. Traditsiya: sb. nauch. tr. [Musical Culture of the Middle Ages. Theory. Practice. Tradition: Compilation of Scholarly Articles]. Leningrad State Institute of Theatre, Music and Cinematography. Leningrad, 1988, pp. 149–167.
8. Rakhmanova M. P. Nikolay Andreevich Rimskiy-Korsakov [Nikolai A. Rimsky-Korsakov]. Moscow: Petit, 1995. 240 p.
9. Serebryakova L. A. Obrazy bytiya v khudozhestvennoy kartine mira N. A. Rimskogo-Korsakova [Images of Being in N. A. Rimsky-Korsakov’s Artistic Worldview]. Russkaya khudozhestvennaya kul’tura vtoroy poloviny XIX veka [The Russian Artistic Culture of the Second Half of the 19th Century]. Vol. 2: Kartina mira [A Picture of the World]. Мoscow, Nauka, 1991, pp. 227–258.
10. Skrynnikova O. A. Slavyanskiy kosmos v pozdnikh operakh N. A. Rimskogo-Korsakova: dis. … kand. Iskusstvovedeniya [The Slavic Universe in the Late Operas of Nikolai RimskyKorsakov: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate ofA rt]. Moscow, 2000. 191 p.
11. Tatarintseva I. V. Mifologicheskie aspekty strukturnokompozitsionnogo myshleniya R. Vagnera [The Mythological Aspects of the Structural and Compositional Thinking of Richard Wagner]. Tambov: Musical Pedagogical Institute, 1997. 32 p.
12. Freydenberg O. M. Mif i literatura drevnosti [Myths and Literature of Antiquity]. Moscow: Eastern Literature of the Russian Academy of Sciences, 1998. 800 p.
13. Borchmeyer D. Das Theater Richard Wagners: Idee – Dichtung – Wirkung. Stuttgart: Reclam, 1982. 430 p.
14. Donington R. Wagner’s Ring and Its Symbols: The Music and the Myth. London: Faber & Faber, 1974. 342 p.
15. Janz T. Klangdramaturgie. Studien zur theatralen Orchesterkomposition in Wagners «Ring des Nibelungen». Wagner in der Diskussion. Würzburg: Königshausen&Neumann, 2006. Band 2. 364 s.