Звуковая космография Н. А. Римского-Корсакова и Р. Вагнера
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются принципы взаимодействия
сакрального и музыкального текстов опер Р. Вагнера и
Н. А. Римского-Корсакова. Основное внимание уделено аспекту
прямого взаимодействия с музыкальной тканью, которое
исследуется на материале оркестровых вступлений к операм.
По итогам анализа четырёх разноплановых образцов – начальных
разделов (до поднятия занавеса согласно авторским
ремаркам в партитуре) опер «Золото Рейна», «Сумерки богов»,
«Млада» и «Снегурочка» – прослеживаются как общие
черты, так и особенности воплощения мифоритуального начала
в каждом случае. Вступления к операм вагнеровского
«кольца» имеют сходный тип выражения мифоритуального
универсума в музыкальной ткани, тогда как корсаковские
оперы являют различные варианты взаимодействия, имеющие
как близкую вагнеровским («Снегурочка»), так и противоположную
природу.
Ключевые слова: миф, ритуал, опера, Рихард Вагнер,
Николай Римский-Корсаков, тетралогия
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Barsova I. A. Mifologicheskaya semantika vertikal’nogo prostranstva v orkestre R. Vagnera [The Mythological Semantics of Vertical Space in the Orchestra of Richard Wagner]. Problemy muzykal’nogo romantizma: sb. nauch. trudov LGITMiK [Issues of Musical Romanticism: Compilation of Scholarly Articles of the Leningrad State Institute of Theatre, Music and Cinematography]. Leningrad, 1987, pp. 59–75.
3. Lobanova M. N. Voploshchenie mifa v «Kol’tse nibelungov» R. Vagnera [The Embodiment of Myth of Richard Wagner’s “Ring of the Nibelungs”]. Problemy muzykal’noy nauki [Problems Musical Science]. Vol. 7. Moscow, 1989, pp. 266–290.
4. Neizdannyy Ivan Lapshin [The Unpublished Ivan Lapshin]. Compiled by L. G. Barsova. St. Petersburg: Press of the St. Petersburg Academy of Theatre Arts, 2006. 424 p.
5. Nikolayeva N. S. «Kol’tso nibelunga» Rikharda Vagnera [“The Ring of the Nibelungs” by Richard Wagner]. Moscow: Moscow Conservatory, 1997. 80 p.
6. Petrushevich Yu.Yu. Arkhetipicheskie motivy v opernom tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Archetypal Motives in the Operas of N. A. RimskyKorsakov: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Art]. Moscow], 2008. 200 p.
7. Porir’eva A. L. Vagnerovskiy mif i germanskiy epos (K voprosu o srednevekovykh istochnikakh «Kol’tsa nibelungov») [Wagner’s Myth and German Epic (Concerning the Question of the Medieval Sources of “Der Ring des Nibelungen”)]. Muzykal’naya kul’tura srednevekovya. Teoriya. Praktika. Traditsiya: sb. nauch. tr. [Musical Culture of the Middle Ages. Theory. Practice. Tradition: Compilation of Scholarly Articles]. Leningrad State Institute of Theatre, Music and Cinematography. Leningrad, 1988, pp. 149–167.
8. Rakhmanova M. P. Nikolay Andreevich Rimskiy-Korsakov [Nikolai A. Rimsky-Korsakov]. Moscow: Petit, 1995. 240 p.
9. Serebryakova L. A. Obrazy bytiya v khudozhestvennoy kartine mira N. A. Rimskogo-Korsakova [Images of Being in N. A. Rimsky-Korsakov’s Artistic Worldview]. Russkaya khudozhestvennaya kul’tura vtoroy poloviny XIX veka [The Russian Artistic Culture of the Second Half of the 19th Century]. Vol. 2: Kartina mira [A Picture of the World]. Мoscow, Nauka, 1991, pp. 227–258.
10. Skrynnikova O. A. Slavyanskiy kosmos v pozdnikh operakh N. A. Rimskogo-Korsakova: dis. … kand. Iskusstvovedeniya [The Slavic Universe in the Late Operas of Nikolai RimskyKorsakov: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate ofA rt]. Moscow, 2000. 191 p.
11. Tatarintseva I. V. Mifologicheskie aspekty strukturnokompozitsionnogo myshleniya R. Vagnera [The Mythological Aspects of the Structural and Compositional Thinking of Richard Wagner]. Tambov: Musical Pedagogical Institute, 1997. 32 p.
12. Freydenberg O. M. Mif i literatura drevnosti [Myths and Literature of Antiquity]. Moscow: Eastern Literature of the Russian Academy of Sciences, 1998. 800 p.
13. Borchmeyer D. Das Theater Richard Wagners: Idee – Dichtung – Wirkung. Stuttgart: Reclam, 1982. 430 p.
14. Donington R. Wagner’s Ring and Its Symbols: The Music and the Myth. London: Faber & Faber, 1974. 342 p.
15. Janz T. Klangdramaturgie. Studien zur theatralen Orchesterkomposition in Wagners «Ring des Nibelungen». Wagner in der Diskussion. Würzburg: Königshausen&Neumann, 2006. Band 2. 364 s.